История
АБХАЗЫ (самоназвание – апсуа), – один из древнейших коренных этносов Кавказа, язык, культура и традиции которого наиболее близки и родственны северо-кавказским народам: абазинам, адыгейцам, кабардинцам, черкесам, убыхам. В языковом отношении все они составляют абхазо-адыгскую группу северо-кавказской семьи языков.
Абхазы исповедуют различные верования: традиционную религию (язычество), христианство (православие), ислам (суннитский).
«Апсны», т. е. «Страна души» – так называют свою родину абхазы.
Предки абхазов были одними из создателей мегалитической (дольмены, кромлехи) культуры на Западном Кавказе в III тыс. до н. э., а в начале I тысячелетия до н. э. колхидскокобанской металлургической провинции. В VIII-VII вв. до н. э. они освоили навыки производства и обработки железа, нашедшие свое яркое отражение в героическом нартском эпосе абхазов в образе кузнеца Айнара.
Через территорию Абхазии по меото-колхидской дороге в VII-VI вв. до н. э. в Переднюю Азию проходили скифы, часть из которых осела и смешалась с местным древнеабхазским населением.
Уклад городской жизни (Диоскуриада – соврем. Сухум, Гюэнос, Эшерское городище, Питиунт – соврем. Пицунда), государственность на территорию Абхазии привнесли греки в первой половине VI в. до н. э., связавшие затем местные окрестные общины в единую систему экономических, отношений.
В первые века н. э. древнеабхазские племена были объединены в раннеклассовые образования (Абасгия, Апсилия, Санигия), которые являлись органической, хотя и периферийной частью римско-византийского культурного мира. В прибрежных крепостях Питиунта, Себастополиса и Зиганиса стояли римские когорты, а в Египте находилась «Первая когорта абасгов».
В VI-VIII вв. н. э. через Абхазию на Северный Кавказ проходили три ответвления «Великого шелкового пути» (дороги через Абасгию, Апсилию и Мисиминию).
Во II-VII вв. н.э. древнеабхазские племена создали самобытную «Цебельдинскую культуру». В местных воинских захоронениях найдены самые ранние на территории бывшего СССР мечи III-IV вв. из дамасской стали.
По церковному преданию первую христианскую проповедь предки абхазов услышали из уст апостолов Андрея Первозванного и Симона Кананита. В конце III-IV вв. в Питиунте образовалась первая христианская община на Кавказе, которую епископ Стратофил представлял на первом Вселенском церковном соборе в Никее в 325 г. Официально местное население приняло христианство в VI в. при императоре Юстиниане Великом. Первым пастырем у абасгов был Евфрат, у апсилов – Константин. В Константинополе основана школа, где специально обучались дети абасгов. В древнегрузинском источнике «Мученичество Або Тбилели» (VIII в.) прямо говорится о христолюбивой «Стране Абхазия», что свидетельствует о формировании абхазской феодальной народности.
В течение VIII-X вв. существовало Абхазское царство, первым царем которого был Леон II, сын дочери могущественного хазарского кагана. Являясь щитом от арабских нашествий, оно объективно привело к объединению всего Западного Закавказья. Достигло своего расцвета в Х веке при Георгии II, который активно способствовал христианизации Алании. В этот период в местной церковной архитектуре выделяется особая абхазо-аланская школа византийского зодчества.
Династия абхазских царей пресеклась по мужской линии со смертью бездетного Феодосия Слепого, и власть перешла к его племяннику Баграту III (978-1014 гг.), который был грузином по отцу, но абхазский престол унаследовал по материнской линии династии Леонидов (абхазка Гурандухт, сестра Феодосия). Баграт III составил генеалогическое древо абхазских царей, чтобы подчеркнуть свою связь именно с этой династией. С него началось формирование нового государства – «царства абхазов и картвелов», которое еще некоторое время продолжало называться «Абхазским».
В XIII столетии «царство абхазов и картвелов» распалось.
В XIII-XVвв. Абхазия была в сфере политико-экономического влияния Генуи, которая основала на Черноморском побережье Крыма и Кавказа ряд торговых факторий.
В XVI-XVIII вв. Абхазское княжество находилось под протекторатом султанской Турции. Получает распространение ислам суннитского толка.
С конца XVIII в., при владетеле Келешбее Чачба (Шерва-шидзе), Абхазское княжество вновь усилилось и с помощью флота контролировало Черноморское побережье от Анапы до Батума.
В июле 1810 г. русский военно-морской десант с боем взял крепость Сухум-Кале. Законный владетельный князь Асланбей Чачба оставил укрепление. Прибрежная Абхазия, за исключением вольных горских обществ, была присоединена к России. На абхазский престол царские власти возвели своего ставленника Сефербея Чачба, который принял крещение и новое имя Георгий. Одна из отличительных черт Абхазского княжества в том, что оно, в отличие от Грузии, не утеряло полностью своей государственности с присоединением к России. С 1810 по 1864 гг. Абхазское княжество сохраняло автономное управление в составе России и просуществовало дольше других на Кавказе.
С 1864 по 1917 гг. Абхазия («Сухумский военный отдел», «Сухумский округ») была подчинена царской администрации на Кавказе.
В XIX столетий Абхазия все еще занимала промежуточное положение между демократическими вольными обществами горцев Северо-Западного Кавказа и феодальной системой Грузии. Однако по духу общественного устройства она была теснее связана с черкесско-убыхским миром. В Абхазии не существовало феодальной собственности на землю, не было крепостного права, а свободные общинники составляли почти все 3/4 население страны.
В систему «горского феодализма» Абхазии крепко вжились элементы родоплеменного строя и языческих верований. Основой основ общественного устройства Абхазии была сельская община («акыта»), которая объединяла все слои населения – высшие и низшие сословия – и была пропитана молочным родством («аталычество») феодалов с крестьянами. Тем самым смягчались и некоторые сословные противоречия.
В условиях хуторского землевладения пахотные наделы не являлись собственностью всей общины, а находились в посемейной или подворной собственности абхазов. Общими для всех и открытыми для совместного пользования были только пастбища и леса.
Хозяйство абхазов носило натурально-потребительский характер. Они занимались скотоводством, земледелием, виноделием, пчеловодством, обработкой металлов, кож, древесины, гончарным и шорным делом, ткачеством, приготовлением пороха и др. Абхазы традиционно испытывали неприязнь к любым проявлениям товарно-денежных отношений.
После распада Российской империи Абхазия вошла в Союз объединенных горцев Кавказа и Юго-Восточный Союз. 8 ноября 1917 года на съезде в Сухуме избран первый парламент – Абхазский Народный Совет, который принял Конституцию и Декларацию абхазского народа.
За период 1937-1953 гг. из внутренних районов Грузии в Абхазию были переселены десятки тысяч грузин, что значительно увеличило их долю в составе населения Абхазии (6% в 1886 году; 24% в 1897 году; 30% в 1939 году; 39,1% в 1959 году).
Демографическая экспансия грузин в Абхазии, поощряемая Тбилиси, проводилась в завуалированной форме и в постсталинский период. Массовые митинги и демонстрации с требованием выхода Абхазии из состава Грузии происходили в 1957,1964,1967,1978,1989 годах.
Они расстреливали мирных граждан, подвергали их пыткам и насилию, сжигали дома и села, чинили расправу не только над абхазским, но и над армянским, русским, греческим населением. На оккупированной территории производилась этническая чистка. Помимо физического истребления проводилась и политика культурного геноцида. Уничтожались памятники истории и культуры абхазского народа, музеи и библиотеки, громились, грабились и сжигались театры, институты, школы, архивы, университет. Погибли ценнейшие записи фольклора, лингвистические материалы, исторические документы, редчайшие книги и рукописи.
30 сентября 1993 года, после более чем 13 месяцев оккупации, вся территория Абхазии была освобождена.
С ноября 1993 года начались грузино-абхазские переговоры под эгидой ООН, при посредничестве России и при участии ОБСЕ. Был подписан ряд важнейших документов, в частности, «Заявление о мерах по политическому урегулированию от 4 апреля 1994 года», «Соглашение о прекращении огня и разъединении сил» от 14 мая 1994г. В июне 1004г. в зону грузино-абхазского конфликта были введены Коллективные силы СНГ по поддержанию мира. Начался возврат беженцев в Гальский район.
26 ноября 1994 года парламент республики принял новую Конституцию суверенного Абхазского государства, субъекта международного права. Государственным языком Республики Абхазия признан абхазский, а русский наряду с абхазским является языком государственных и других учреждений. Государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Абхазия – президентская республика. Первым президентом парламент избрал Владислава Ардзинба.
С декабря 1994 года по сентябрь 1999 года Абхазия и ее народ подвергались жесточайшей политической, экономической и информационной блокаде. Однако, несмотря на все тяготы послевоенной жизни, в стране стала возрождаться экономика, культура, наука, образование, курортная сфера.
Ввод грузинских военных подразделений в ущелье Верхнего Кодора в июле 2006 г. привел к срыву грузино-абхазского переговорного процесса.
12 августа 2008 Вооруженные силы Абхазии заняли верхнюю часть Кодорского ущелья, которую перед этим покинули грузинские военные и практически всё население (преимущественно сванское). Абхазские войска таким образом установили контроль над всей территорией Абхазии.
25 августа Совет Федерации и Государственная Дума Российской Федерации единогласно приняли обращения к президенту России с просьбой признать независимость Абхазии и Южной Осетии.
26 августа президент России Дмитрий Медведев подписал указы о признании независимости Абхазии и Южной Осетии, «учитывая свободное волеизъявление осетинского и абхазского народов, руководствуясь положениями Устава ООН, декларацией 1970 г. о принципах международного права, касающихся дружественных отношений между государствами, Хельсинкским Заключительным актом СБСЕ 1975 г. и другими основополагающими международными документами».
28 августа постоянный представитель России при ООН Виталий Чуркин зачитал эти указы на заседании Совбеза ООН. Решение России признать независимость Абхазии и Южной Осетии вызвало резко негативную международную реакцию.
3 сентября 2008 года о признании Абхазии и Южной Осетии заявил президент Никарагуа Даниель Ортега.
10 сентября 2009 года президент Венесуэлы Уго Чавес заявил о признании Абхазии и Южной Осетии.
15 декабря 2009 года независимость Абхазии признало государство Науру.
Олег Бгажба и Станислав Лакоба