20:01, 3 Августа 2020
429
19:08, 3 Августа 2020
388
18:52, 3 Августа 2020
484
18:34, 3 Августа 2020
477
18:23, 3 Августа 2020
443
17:17, 3 Августа 2020
797
15:57, 3 Августа 2020
565
13:49, 3 Августа 2020
704
12:54, 3 Августа 2020
550
10:27, 3 Августа 2020
577
23:15, 2 Августа 2020
873
22:58, 2 Августа 2020
856
12:30, 2 Августа 2020
1095
17:58, 1 Августа 2020
838
17:38, 1 Августа 2020
962
Популярное
Этнолог: перед закатом солнца, когда, по мнению абхазов, Бог у себя дома, все члены семьи идут в кузню
8586
15:42, 13 Января 2016
Корреспондент Апсныпресс Лана Цвижба выяснила особенности проведения праздника Ажьырныҳәа.
Сухум. 13 января. Апсныпресс. Этнолог Инга Шамба рассказала об особенностях проведения Ажьырныҳәа.
«Абхазы встречают Новый год дважды, первое празднество – европеизированное – проводят его 31 декабря, а второе – традиционное, по старому стилю – с 13 на 14 января, его считают основным праздником», – говорит Шамба.
По ее словам, этот праздник отмечают все без исключения. Основным местом проведения традиционного Нового года является «Ажьыра» (кузня) – состоит из одной наковальни, клещей и молота. Те, кто не имеет кузню, проводят моление Богу кузни, кузнечного ремесла Шьашәы и Всевышнему Богу в доме.
«Место проведения моления располагается на территории родовой усадьбы, с правой стороны на открытом, живописном месте. Отведенная ей территория огораживается, здесь же, рядом с кузней, в земле зарыт ритуальный остроконечный сосуд (аҳаԥшьа) с красным вином, который открывается исключительно во время моления. Обряд моления и жертвоприношение проводит молельщик – старший в доме мужчина. В жертву приносят трехгодичного козла. Также в жертву приносят петухов – их количество равно количеству мужчин в доме, и кур – столько же, сколько женщин», – сказала Инга Шамба.
Как рассказала этнолог, перед закатом солнца, когда, по мнению абхазов, Бог у себя дома, все члены семьи идут в кузню. Молельщик приводит туда животное и молится Всевышнему Богу и Шьашәы.
«После моления возвращаются домой, где приносят жертву. Приготовление к празднику продолжается до 10 вечера. Все приготовленное относят в кузню. Здесь молельщик берет часть одного бедра, сердце, печень, голову жертвенного козла и часть хлебного чурека – все это насаживается на жертвенный кол. Молельщик, держа в руке стакан вина, обращается к Всевышнему и Шьашәы и произносит молитву. Далее зажигают восковые свечи и становятся вокруг наковальни, оставаясь здесь до их полного сгорания. По окончании всей церемонии, молельщик вешает на дерево рога жертвенного козла, близко к кузне на память Ажьырныҳәа. Все присутствующие пьют по одному стакану вина и закусывают. Перед уходом домой производят несколько выстрелов – способ устрашения нечистых сил. Все возвращаются к себе домой, где их ждет накрытый стол», – отметила Шамба.
По информации этнолога, утром самый старший в доме обходит все хозяйственные постройки, и затем с ветками фундука или плюща идет к дому, он обходит все комнаты, поздравляет домочадцев с Новым годом. Обнимает их и при этом произносит: Ҽаанбзиала! Ҽаанбзиала! (С Новым годом), раздаривая конфеты и другие сладости.
Сухум. 13 января. Апсныпресс. Этнолог Инга Шамба рассказала об особенностях проведения Ажьырныҳәа.
«Абхазы встречают Новый год дважды, первое празднество – европеизированное – проводят его 31 декабря, а второе – традиционное, по старому стилю – с 13 на 14 января, его считают основным праздником», – говорит Шамба.
По ее словам, этот праздник отмечают все без исключения. Основным местом проведения традиционного Нового года является «Ажьыра» (кузня) – состоит из одной наковальни, клещей и молота. Те, кто не имеет кузню, проводят моление Богу кузни, кузнечного ремесла Шьашәы и Всевышнему Богу в доме.
«Место проведения моления располагается на территории родовой усадьбы, с правой стороны на открытом, живописном месте. Отведенная ей территория огораживается, здесь же, рядом с кузней, в земле зарыт ритуальный остроконечный сосуд (аҳаԥшьа) с красным вином, который открывается исключительно во время моления. Обряд моления и жертвоприношение проводит молельщик – старший в доме мужчина. В жертву приносят трехгодичного козла. Также в жертву приносят петухов – их количество равно количеству мужчин в доме, и кур – столько же, сколько женщин», – сказала Инга Шамба.
Как рассказала этнолог, перед закатом солнца, когда, по мнению абхазов, Бог у себя дома, все члены семьи идут в кузню. Молельщик приводит туда животное и молится Всевышнему Богу и Шьашәы.
«После моления возвращаются домой, где приносят жертву. Приготовление к празднику продолжается до 10 вечера. Все приготовленное относят в кузню. Здесь молельщик берет часть одного бедра, сердце, печень, голову жертвенного козла и часть хлебного чурека – все это насаживается на жертвенный кол. Молельщик, держа в руке стакан вина, обращается к Всевышнему и Шьашәы и произносит молитву. Далее зажигают восковые свечи и становятся вокруг наковальни, оставаясь здесь до их полного сгорания. По окончании всей церемонии, молельщик вешает на дерево рога жертвенного козла, близко к кузне на память Ажьырныҳәа. Все присутствующие пьют по одному стакану вина и закусывают. Перед уходом домой производят несколько выстрелов – способ устрашения нечистых сил. Все возвращаются к себе домой, где их ждет накрытый стол», – отметила Шамба.
По информации этнолога, утром самый старший в доме обходит все хозяйственные постройки, и затем с ветками фундука или плюща идет к дому, он обходит все комнаты, поздравляет домочадцев с Новым годом. Обнимает их и при этом произносит: Ҽаанбзиала! Ҽаанбзиала! (С Новым годом), раздаривая конфеты и другие сладости.
Реклама
Информационные партнёры
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с абхазским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Использование любых аудио-, фото- и видеоматериалов, размещенных на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и ссылкой на www.apsnypress.info. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на www.apsnypress.info обязательна.