20:01, 3 Августа 2020
500
19:08, 3 Августа 2020
460
18:52, 3 Августа 2020
548
18:34, 3 Августа 2020
551
18:23, 3 Августа 2020
515
17:17, 3 Августа 2020
863
15:57, 3 Августа 2020
631
13:49, 3 Августа 2020
775
12:54, 3 Августа 2020
618
10:27, 3 Августа 2020
650
23:15, 2 Августа 2020
941
22:58, 2 Августа 2020
918
12:30, 2 Августа 2020
1163
17:58, 1 Августа 2020
908
17:38, 1 Августа 2020
1026
Популярное
В старину абхазы открыто приводили в дом невесту
23057
09:20, 26 Апреля 2016
Корреспондент «Апсныпресс» Лана Цвижба выяснила особенности сватовства у абхазов в древности.
Сухум. 26 апреля. Апсныпресс. Об этом рассказала этнолог Элисо Сангулия.
В старину абхазам было известно три способа заключения брака: открытый,гласный – аргама, тайный – маӡала и брак с похищением – амҵарсра. Каждая форма заключения брака имеет свои разновидности. Один из разновидностей аргама – это когда мужчина, придя в какой-нибудь дом, мог для себя или для сына оставить отметину на люльке, т. н. «люлечное обручение» – агараҿаҟәара. Инициаторами обручения малолетних детей обычно выступали отцы детей, между которыми поддерживалась многолетняя дружба, чтобы укрепить свои отношения родственными узами. После того как отец мальчика сделал надрез на люльке девочки, у изголовья ребенка оставляли пулю. Это означало, что когда девушка вырастет и если ее не выдадут замуж за засватанного парня, между их семьями произойдет кровная месть. То есть пуля могла разрешить возникший спор.
«Ближе к 50-60 годам стали уже нарушать этот обряд. Я встречала информаторов, которые рассказывали, что у них на люльке тоже была отметина, но они выходили замуж за других людей», – отметила этнолог.
Помимо люлечного обручения, существовал и другой вид сговора – это открытое сватовство. Из выше перечисленных способов заключения брака, преобладающим был именно брак по сговору. По словам ученого, в древности у абхазов сговор о предстоящем браке был исключительно делом родителей и желание молодых не всегда учитывалось. Поскольку обычай не позволял молодым самим искать себе невест, то ее подыскивали его родители, а затем устраивали сыну свидание с ней. Или же парень, где-то на похоронах или на свадьбе, увидев девушку или услышав о ней, под любым предлогом со своим другом мог прийти к ней в дом. Если она понравилась ему, он сообщал об этом другу, но сам старшим не говорил о решении жениться, а своим родителям эту весть он передавал непосредственно через младших братьев или друга. После этого дело поручали ақьаӷьариа (посредник), которого отправляли к родителям девушки для получения согласия на брак. Он сообщал им, что люди, которые прислали его, хотят с ними породниться. Даже в том случае, если родители девушки были согласны выдать дочь замуж, этикет не позволял им принять предложение сразу. Ақьаӷьариа несколько раз приходил в дом к девушке. За это время ее родители узнают, что из себя представляет семья, которая желает с ними породниться. В первую очередь, спрашивали фамилию, если где- то было родство, то ни в коем случае брак не мог состояться.
Как рассказала этнолог, на второй или третий раз родители девушки либо давали согласие, либо отказывали. После того как ақьаӷьариа получал положительный ответ, отец жениха в сопровождении почетных людей, шел с подарками свататься к девушке. Среди сватов был сам жених со своим другом. Хозяин, знавший заранее о приходе гостей, накрывал стол. В этот день происходила первая встреча жениха и невесты. О первой встрече жениха и невесты очень ярко описано в небольшой статье первого абхазского ученого-этнографа С. Званба «Поцелуй за занавесом».
После всех церемониалов, связанных со сватовством девушки, молодые обменивались подарками – анапеимдахь. В те времена дарили платок с расческой, парфюмерные изделия, иногда серебряные или золотые украшения. Перед отъездом сваты оставляли невесте газырь или бросали перед отцом невесты пулю. Обычай этот известный под названием «ахкаршәра» (бросание пули) означало, что если она откажется от данного слова, между семьями возникнет вражда. Девушка могла сидеть нареченной (обрученной) от 2 месяцев до 2-3 лет. За это время парень платил ачма, то есть дарил скот. Только после уплаты ачма он мог забрать свою невесту к себе домой и сыграть свадьбу.
Обряд сватовства в настоящее время не существует. С его исчезновением ушло в предание и само понятие сватовства – подчеркнула Элисо Сангулия.
Сухум. 26 апреля. Апсныпресс. Об этом рассказала этнолог Элисо Сангулия.
В старину абхазам было известно три способа заключения брака: открытый,гласный – аргама, тайный – маӡала и брак с похищением – амҵарсра. Каждая форма заключения брака имеет свои разновидности. Один из разновидностей аргама – это когда мужчина, придя в какой-нибудь дом, мог для себя или для сына оставить отметину на люльке, т. н. «люлечное обручение» – агараҿаҟәара. Инициаторами обручения малолетних детей обычно выступали отцы детей, между которыми поддерживалась многолетняя дружба, чтобы укрепить свои отношения родственными узами. После того как отец мальчика сделал надрез на люльке девочки, у изголовья ребенка оставляли пулю. Это означало, что когда девушка вырастет и если ее не выдадут замуж за засватанного парня, между их семьями произойдет кровная месть. То есть пуля могла разрешить возникший спор.
«Ближе к 50-60 годам стали уже нарушать этот обряд. Я встречала информаторов, которые рассказывали, что у них на люльке тоже была отметина, но они выходили замуж за других людей», – отметила этнолог.
Помимо люлечного обручения, существовал и другой вид сговора – это открытое сватовство. Из выше перечисленных способов заключения брака, преобладающим был именно брак по сговору. По словам ученого, в древности у абхазов сговор о предстоящем браке был исключительно делом родителей и желание молодых не всегда учитывалось. Поскольку обычай не позволял молодым самим искать себе невест, то ее подыскивали его родители, а затем устраивали сыну свидание с ней. Или же парень, где-то на похоронах или на свадьбе, увидев девушку или услышав о ней, под любым предлогом со своим другом мог прийти к ней в дом. Если она понравилась ему, он сообщал об этом другу, но сам старшим не говорил о решении жениться, а своим родителям эту весть он передавал непосредственно через младших братьев или друга. После этого дело поручали ақьаӷьариа (посредник), которого отправляли к родителям девушки для получения согласия на брак. Он сообщал им, что люди, которые прислали его, хотят с ними породниться. Даже в том случае, если родители девушки были согласны выдать дочь замуж, этикет не позволял им принять предложение сразу. Ақьаӷьариа несколько раз приходил в дом к девушке. За это время ее родители узнают, что из себя представляет семья, которая желает с ними породниться. В первую очередь, спрашивали фамилию, если где- то было родство, то ни в коем случае брак не мог состояться.
Как рассказала этнолог, на второй или третий раз родители девушки либо давали согласие, либо отказывали. После того как ақьаӷьариа получал положительный ответ, отец жениха в сопровождении почетных людей, шел с подарками свататься к девушке. Среди сватов был сам жених со своим другом. Хозяин, знавший заранее о приходе гостей, накрывал стол. В этот день происходила первая встреча жениха и невесты. О первой встрече жениха и невесты очень ярко описано в небольшой статье первого абхазского ученого-этнографа С. Званба «Поцелуй за занавесом».
После всех церемониалов, связанных со сватовством девушки, молодые обменивались подарками – анапеимдахь. В те времена дарили платок с расческой, парфюмерные изделия, иногда серебряные или золотые украшения. Перед отъездом сваты оставляли невесте газырь или бросали перед отцом невесты пулю. Обычай этот известный под названием «ахкаршәра» (бросание пули) означало, что если она откажется от данного слова, между семьями возникнет вражда. Девушка могла сидеть нареченной (обрученной) от 2 месяцев до 2-3 лет. За это время парень платил ачма, то есть дарил скот. Только после уплаты ачма он мог забрать свою невесту к себе домой и сыграть свадьбу.
Обряд сватовства в настоящее время не существует. С его исчезновением ушло в предание и само понятие сватовства – подчеркнула Элисо Сангулия.
Реклама
Информационные партнёры
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с абхазским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Использование любых аудио-, фото- и видеоматериалов, размещенных на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и ссылкой на www.apsnypress.info. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на www.apsnypress.info обязательна.