Четверо депутатов поклялись у святилища «Дыдрыпшь-ныха» в непричастности к коррупционному скандалу в парламенте

Четверо депутатов парламента - Рауль Хаджимба, Аслан Кобахия, Аполлон Гургулия и Ахра Бжания поднялись к одному из семи главных святилищ Абхазии – «Дыдрыпшь-ныха» в селе Ачандара Гудаутского района и поклялись в непричастности к коррупционному скандалу в парламенте. Об этом сказал журналистам на брифинге жрец «Дыдрыпшь-ныха» Заур Чичба.
Он рассказал о том, какую роль играли семь святилищ в духовной жизни абхазов.
Заур Чичба отметил, что к святилищу обращаются в самых сложных ситуациях для народа, в самых крайних случаях, «когда ни суд, ни прокуратура, ни люди между собой не могут дойти до сути, найти правду».
Он пытался отговорить депутатов. «Но я не имею права запрещать, если человек принял такое решение. Кто я? Я лишь посредник между святилищем и людьми. Если человек хочет обратиться к божеству, поклясться в том, что не совершал греха, в котором его обвиняют, или, наоборот, покаяться, я не вправе препятствовать ему в этом», - сказал жрец Заур Чичба.
Вместе с тем он обратился ко всем уважительно относиться к традициям абхазов, древним святилищам и «не поминать их всуе».
«Наши святилища оберегают нас и нашу землю», - подчеркнул жрец.
На вопрос журналиста, обращались ли к жрецу родственники арестованного Анзора Бутба, обвиняемого в покушении на жизнь президента Александра Анкваба, Заур Чичба ответил: «Они намеревались сделать это, так как сам Бутба сообщил родственникам, что они могут безбоязненно подняться к святилищу и поклясться в его непричастности к покушению. Я сказал им, чтобы они не у меня просили разрешения, а у родственников Пандария и Цугба (офицеров Государственной службы охраны, погибших при покушении на президента в феврале 2012 г. - АП). После этого они ко мне больше не вернулись, из чего я понял, что родственники погибших не дали им согласия».
Для справки: В современной этно-религиозной практике огромную роль играют традиционные святилища - аныха, которые оберегают и защищают Абхазию. Святилищ семь, поэтому их совокупность называется бжъныха ("семь святилищ"). К настоящему времени возобновлена деятельность пяти из них. В Бзыбской Абхазии – это Дыдрыпшь-ныха, Лдзаа-ныха, Лых-ныха, в Абжуйской - Лашкендар-ныха и Елыр-ныха. Шестое святилище Инал-куба находится в горной долине Псху, населенной ныне русскими. Кстати, местные русские называют Инал-куба «святой горой", считают, что там запрещено охотиться и еще помнят о том, как абхазы приходили в это место и совершали там жертвоприношения. Причем, по воспоминаниям старожилов, абхазы приносили в жертву одного барана, а второго отпускали на волю.
По поводу имени и расположения седьмого святилища единого мнения не существует. Некоторые указывают, что таковым является Бытха - древнее святилище убыхов. Другие считают, что седьмым святилищем является Псхуы-ныха. Однако большинство считает, что Инал-куба и Псхуы-ныха - это одно и то же. Гораздо реже в качестве седьмого святилища называют Аиаргь-Лапыр-ныха, Геч-ныха и некоторые другие. Эти разногласия можно объяснить тем, что в разное время в состав бжъныха могли включаться различные абхазские святилища. При этом сохранение их общего сакрального числа семь было совершенно обязательным.
Святилище Дыдрыпшь-ныха оставалось единственным из семи главных абхазских святилищ, которое продолжало функционировать непрерывно в течение всего советского периода. Ныне из входящих в число бжьныха действующими святилищами являются Дыдрыпшь-ныха, Лдзаа-ныха и Лых-ныха, Лашкендар-ныха и Елыр-ныха. Семь главных святилищ являются "братьями" и "сестрами». С общением родственных аныха между собой связываются различные явления в атмосфере (полеты по небу огненных шаров и т.п.). Считается, что при помощи атмосферных явлений аныха могут показывать людям свое отношение к происходящему. По рассказу жреца святилища Дыдрыпшь-ныха, в начале грузино-абхазской войны "от горы Дыдрыпш исходили лучи, указывавшие в сторону занятой грузинами Гагры". После того, как Гагра была освобождена, лучи стали показывать в направлении Сухума", который продолжал удерживаться грузинскими войсками.
… культовые действия в главных святилищах могут осуществляться только аныхапааю (букв.: сыновья святилища, жрецы) При этом жрецами семи главных абхазских святилищ могут служить только представители определенных жреческих фамилий: Гочуа (Лдзаа-ныха), Харчлаа (Лашкендар-ныха), Чичба (Дыдрыпшь-ныха), Шакрыл (Лых-ныха) и Шинкуба (Елыр-ныха). (Из книги «Абхазы», Москва, «Наука», 2007)