Лента новостей

Популярное

Даур Начкебиа: В работе министерства образования должно быть больше «физики», фундаментальности, а не «лирики» и эмоций

1903
18:56, 11 Ноября 2011

В работе министерства образования должно быть больше «физики», математики, точности, а не «лирики» и эмоций, - считает новый министр образования Даур Начкебиа. Сегодня в Абхазском медиа-клубе «Айнар» состоялась первая пресс-конференция министра.

Журналистов интересовало, насколько неожиданным стало для нового министра предложение возглавить министерство образования, как сочетаются в нем «физика» и «лирика» (известный абхазский прозаик Даур Начкебиа по образованию физик) его оценка нынешнего состояния образования, судьба сельских школ, «родительские взносы», ремонт школ и детсадов, кадровая политика, зарплата и повышение престижа преподавательской деятельности, отношение к частным школам, образовательные стандарты, школьное питание и многое другое.

«Любая политическая сила, придя к власти, набирают свою команду. Это закономерно. Человек не может формировать свою команду без единомышленников. В моем назначении министром образования не было никаких политических хитросплетений. Когда началось формирование Кабинета министров, Александр Анкваб и Леонид Лакербая предложили мне, как соратнику по ОПД «Айтайра» должность министра образования. В конечном итоге, меня убедили, и я согласился как человек команды, как человек, которому небезразличны проблемы Абхазии», - так объяснил Д. Начкебиа свое согласие возглавить министерство образования.

«Если быть точным, я не лирик, а прозаик, в свое время окончивший физфак. Я и сейчас слежу за литературой по физике. Что касается работы в министерстве образования, то здесь должно быть больше фундаментализма, «физики», математики, четкого понимания задач. «Лирики» же и эмоций должно быть поменьше, в плане не выверенных шагов или скороспелых решений», - сказал он.

По словам министра, пока слишком рано говорить о каких-то конкретных результатах работы. В настоящее время идет формирование аппарата министерства. «Надо дать правительству возможность поработать хотя бы сто дней», - заметил он.

Д. Начкебиа в целом оценивает состояние образования в Абхазии как хорошее. В подтверждение такой оценки он привел выпускников школ Абхазии, которые успешно учатся как в абхазских, так и в российских вузах. «У нас есть хорошие школы, хорошие учителя и ученики», - подчеркнул он.

Министр согласен с тем, что хорошая подготовка абитуриентов обеспечивается не только за счет учебы в классе, родители старшеклассников прибегают и к помощи репетиторов. «Репетиторство - это не новое явление. Но раз, учитель, индивидуально занимаясь с учеником, добивается хороших результатов, это говорит о том, что он хороший педагог. Репетиторство не потребуется, если классы не будут переполненными, если число учеников в классе будет доведено до «разумного минимума», а число профильных школ и классов с углубленным изучением отдельных предметов расти, - считает министр. - В классах, где сидят по 40 - 45 учеников, не может идти речи о полноценном образовании».

Одной из серьезных проблем является нехватка педагогических кадров. Сегодня школам республики недостает до 350 учителей по разным предметам.

Низкая заработная плата, падение престижа педагогической деятельности - это лишь некоторые причины того, что выпускники педагогических специальностей вузов не хотят идти работать в школы.

По словам министра, подготовлен проект закона об образовании, который должен быть принят парламентом.

На вопрос, как министр относится к так называемым «родительским сборам» в школах, министр отметил, что «у нас, можно сказать, смешанная форма образования - государственное финансирование и родительская помощь». При этом он признал, что никакой правовой базы для родительских сборов нет. «Так называемые «родительские сборы» - это добровольные пожертвования, но со стороны школы бывают злоупотребления. Процесс расходования этих средств в школах не всегда прозрачен», - сказал он.

«Государство сегодня не может взять на себя все бремя финансовых затрат на систему образования», - с сожалением констатировал министр.

Речь шла и необходимости привлечения к работе в системе образования, включая аппарат министерства, молодых специалистов. На днях приказом Д. Начкебиа освобождены несколько сотрудников министерства образования, чей возраст превысил 70 лет.

Министр не стал вдаваться в подробности относительно «Башаран-колледжа», заметив лишь, что «там велось обучение с уклоном, который неприемлем для нашего общества».

Д. Начкебиа призвал родительские комитеты при школах к большей активности. «Родители не должны быть равнодушны к тому, что происходит в школах. Школы нуждаются в их помощи. Нельзя перекладывать бремя воспитания подрастающего поколения исключительно на педагогов», - сказал он.

Министр не против частных школ в Абхазии. «Нам нужны разные школы, в том числе и частные. Но наши предприниматели не спешат с благотворительностью, не вкладывают деньги в учебные заведения», - с сожалением констатировал Начкебиа.

Особого внимания требуют сельские школы. «Вместо двух - трех недоукомплектованных школ в одном селе, целесообразнее иметь одну, но, в которой преподают все предметы. Можно возить детей и в соседнее село, при наличии школьного транспорта», - считает министр.

Есть проблемы и с компьютеризацией. И дело здесь не в нехватке компьютеров, их то можно купить и поставить в каждой школе, а в преподавании компьютерной грамоты, в обучении детей тому, как пользоваться ими.

Д. Начкебиа отметил важность наведения порядка и организации эффективного управления как в министерстве, так и в низовых структурах.


Возврат к списку


Погода
Яндекс.Погода
Курс валют
Социальные сети
Реклама
Информационные партнёры