Лента новостей

Популярное

Диана Воуба. Прогулки по вселенной

5968
18:29, 25 Ноября 2013
Диана Воуба. Прогулки по вселенной

Ее считают одной из наиболее ярких представительниц современной художественной жизни России. Полотна живописца хранятся в русских и зарубежных музеях, она представляет Россию на международных фестивалях современного искусства.  В художественном письме Дианы Воуба есть что-то от космоса. «Прогулки по Вселенной» -это истории из жизни художницы, которые послужили вдохновением для творчества не только самого живописца, но и тех, кто знаком с ними.

Диана Воуба — участница более 40 выставок в России, Франции, США, Швейцарии, Тунисе.  Работы художницы представлены в Государственном Русском Музее в Санкт-Петербурге, в Московском музее Современного искусства, в фондах Российской Академии Художеств, в галерее королевской семьи Boncompagni-Ludovisi в Риме, в Kolodzei Art Foundation, а также в частных коллекциях в России и за рубежом.

Родилась Диана Воуба в Абхазии, в г. Ткуарчал в 1958 г.

В 1986 г. окончила Тбилисскую Государственную Академию Художеств.  В 1991 г. окончила Творческие Мастерские Академии Художеств СССР в Москве, в том же году состоялась ее первая персональная выставка в столице.

Спустя еще 5 лет Диана Воуба представляет Россию на девятом Всемирном Фестивале изобразительных искусств в Тунисе, где награждается золотой медалью. В 2001 г. стажируется в Cite internationale des Arts в Париже. В 2005 г. расписывает стену в Рондине Цитадель Мира, Ареццо, Италия. В 2007 г. пишет картины для Генконсульства России в г. Рио-де-Жанейро, Бразилия.

Трудно уместить творчество этого художника в жанровые рамки. Границы направлений, в которых работает Диана Воуба, размыты. Она известна миру своими живыми, говорящими портретами, хрупкой, чувственной абстракцией, графическими импровизациями на тему космоса и вселенских образов. Позиционирует себя Диана Воуба как художник- абстракционист. Ее графика обладает некой гиперболизированной зеркальностью: в соприкосновении с книгой ее творчества читателю открываются возможности глубинного погружения внутрь себя, почти космического самосозерцания.

«Диана Воуба выражает свои эмоциональные и интуитивные переживания, связанные с понятием времени, познания себя и мира через цвет, форму, линию и пространство, свободно манипулируя с фактурами. В непрерывном творческом процессе, балансируя на грани идеи и материи, художница создает линию, по одну сторону которой находится субъективное, а по другую — внешнее. Диана проникается достоинством и величием даже самой малой вещи на свете», — пишет Наталья Колодзей, куратор, искусствовед, директор «Kolidzei Art Foundation», США.

Живопись Дианы Воуба – это погружение в мир иного порядка, путешествие меж планет и галактик, красочно описанное на холстах. Истории же земных путешествий Дианы Воуба служат источником вдохновения и рождают неповторимые сюжеты для творчества, требующие рождения на свет.

ТУНИС. BBC. КАРАВАНЫ

«Алан, береги маму».

Повествование Дианы Воуба начинается в ее уютной квартире-мастерской, где воспоминания нанизаны на каждый квадратный метр. Здесь представлены произведения различных циклов,  которые стекаясь из разных городов и времен, раскрывают завесы мира художника, обнажают ее микровселенную. А главное, замирает время в ожидании начала ее повествования…

…Знакомство Дианы Воуба с Тунисом началось в 90-ые годы, когда посол Палестины в РФ Даут Баракат заказал Диане портрет его семьи, и результат работы впечатлил посла настолько, что он попросил живописца приехать в Тунис и написать портрет известной там семьи Горбель. Поездка оказалась творчески насыщенной и сложной для художника, так как за десять дней ей пришлось написать десять портретов. Работы Дианы Воуба не смогли оставить заказчиков равнодушными — ей пришло приглашение к организации персональной выставки в Тунисе. Выставка состоялась, на ней присутствовала местная элита, дипломаты, журналисты, и один из журналистов познакомил Диану Воуба с Татьяной Мэтьюс – известной разведчицей, которая работала на 5 стран, и в 1944 году, покинув Чечню, обосновалась в Тунисе.

«Это была очень интересная дама в возрасте девяноста лет. Мы с Татьяной очень подружились, я часто останавливалась у нее. До сих пор вспоминаю тот дом на берегу моря в синевато-бело-песочной палитре. Он был невероятно красив. В моей комнате с пятиметровыми потолками и стометровой площадью стояли кровать, комод и шкаф. По утрам меня будили ласточки, которые залетали в комнату и вызывали различные опасения антисанитарного толка, но, на удивление, даже птицы там соответствовали общей атмосфере аристократичности, проявляли уважение к гостю и не позволяли себе разнузданности за время всего моего пребывания в доме»,- делится Диана Воуба.

«Я написала портрет Татьяны. Происходило это в присутствии трех послов: Франции, Италии, Англии, которые пристально наблюдали за процессом и, в то же время, не переставая, разговаривали…»

В этот момент к рассказу Дианы присоединяется ее сын Алан: «Когда портрет был готов, и Татьяна увидела его, она сказала мне: «Алан, береги маму». А потом добавила: «Поверьте, я видела многое…».

Именно этот портрет привлек внимание BBC к Диане Воуба. Когда Татьяна Мэтьюс увидела его готовым, она набрала номер корреспондента BBC и рассказала о портрете, стоящем напротив нее, и об его авторе. Далее – интервью в прямом эфире, вопросы о творчестве, о работах, об Абхазии…

На этом история с Тунисом не заканчивается. Следующий этап раскрашивает в еще более яркие тона как полотна, так и личные воспоминания художника — Диану Воуба приглашают к участию во Всемирном фестивале изобразительных искусств в Тунисе, на котором она представляет Россию. «Меня пригласили на фестиваль, в котором впервые принимала участие Россия. Этот фестиваль остается одним из самых памятных для меня. Нас повезли в пустыню недалеко от Джербы. Лето, пятьдесят градусов жары и знойное, палящее солнце. Атмосфера, в которой мы работали, напоминала кино. Мы наблюдали за тем, как перемещались караваны верблюдов на фоне огромного солнца, и как с другой стороны подходила луна. Волшебные закаты, сказочные шатры, огромные звездные купола прямо над нами. Для нас разжигали огромный костер, привозили танцовщиц, исполнявших арабские танцы. Что касается творческого задания, ни жанровых, ни тематических ограничений не было. Я писала портреты. В портретах яснее прослеживается рука мастера. Мне были интересны люди, другой фенотип. Некоторые позировали даже в национальных костюмах…».

Результаты этих творческих сессий завершились большой выставкой с вручением наград, на которой золотую медаль преподнесли Диане Воуба. Работы Дианы произвели огромное впечатление на организаторов фестиваля, все картины художника остались там и по сей день хранятся в галереях и частных коллекциях.

ПАРИЖ

«У Вас есть один час»

«Портрет Мадам Брюно, написанный Дианой Воуба, стал единственным, который она поместила у себя дома».

На стажировку в Париж Диана Воуба приехала в 2001 г. по рекомендации Союза художников России. Президентом тогда была основатель Cite internationale des Arts Мадам Брюно.

«Мадам Брюно – это солдат в юбке. Очень строгая, худощавая, с седыми короткими волосами», — вспоминает художница. «Ее первый портрет писал Жорж Брак. Более 200 портретов Мадам Брюно находятся в городе искусств, а мой оказался единственным, который она поместила у себя дома.

Как все это происходило? Я предложила написать ее. Брюно ответила, что у меня есть один час. И я, сжав всю свою волю в кулак, без перерыва написала ее портрет. Увидев его, она восторженно произнесла «Tres vivant», одарила меня комплиментами и пригласила в свои владения. По ее словам, еще никто из постсовестского пространства там не был.

Район Марэ. На столе — козлятина, клубника и чистый виски. За столом — приглашение приехать еще, пожить, поработать, сделать персональную выставку. После, еще 2 месяца я работала во французской архитектурной мастерской, писала пейзажи, закончилось все презентацией работ, многие из которых были проданы.

Говорить о Париже можно бесконечно. В него невозможно не влюбиться. Меня будил колокольный звон Сан-Жерме, жила я напротив Нотр-Дамма, это самое прекрасное место. У меня была возможность посещать бесплатно все музеи, что, несомненно, было подарком. В Париже я познакомилась с художниками из разных стран и музыкантами, которые посвящали мне целые концерты. Были и две подруги, одна из которых была лидером партии феминисток, а другая — дама на пенсии, бывший администратор госпиталя. Они были очень расположены ко мне, устраивали обеды и ужины в честь меня, приобретали работы, никогда не оставляли без внимания. С французами мне было очень комфортно, не было языкового барьера, что очень важно в общении с ними…»

ИТАЛЬЯНСКАЯ ПРИНЦЕССА И СТОЛИК

«Я инженер и лучше знаю…»

История, связанная с итальянской принцессой, началась в 91 году, когда Диана Воуба написала портрет жены советника итальянского посольства, и он, пребывая в восторженном состоянии длительное время, не переставал показывать его всем. Далее Диану Воуба приглашают в Италию писать портрет принцессы.

«Я жила в замке. Это был огромный четырехэтажный дворец. Принцесса сама готовила мне еду, не доверяя кухаркам. А принц Николо Бон Компаньи сидел за моей спиной и наблюдал за творческим процессом. Я писала ее портрет пять дней…»

Один из этих дней художник вспоминает с особым воодушевлением: «Я стою, он сидит, и, соответственно, видит все в совершенно другом ракурсе. Рука принцессы лежит на инкрустированном столике, а на нем — бронзовая статуя. Этот злосчастный столик со скульптурой мне пришлось изобразить дважды, поставив его ниже, а затем вернуть на прежнее на месте. Произошло это так: принц говорит: «Мне отсюда видно, что ты слишком высоко написала столик». Я ему отвечаю, что у меня другой угол зрения. Он говорит: «Нет, я инженер и лучше знаю». Я сказала: «Хорошо» и у него на глазах переписала все. Когда он понял, что я была права, он стал аплодировать. Моя версия стала конечной. Спустя время он попросил меня написать его портрет, я отказалась. Тем не менее, каждый вечер он открывал в честь меня бутылочку вина. И мы втроем мило ужинали.

«КРАСНАЯ МОСКВА» В РИО

«Встретиться с ним – все равно, что с Лениным»

Ни для кого не секрет, что Ген.консульство России в Рио-де-Жанейро украшено работами Дианы Воуба. Генконсул РФ в Бразилии Алексей Лабецкий долго искал художника, который мог бы сделать хорошие пейзажи о Москве, и ему рассказали о Диане Воуба и ее серии «Красная Москва». «Консул отверг мою кандидатуру»,- сказав, что я не русская, но спустя… передумал. Позвонил из Рио и пригласил меня приехать на месяц. Предупредил, что мне за это не заплатят, но покажут Бразилию. Ему понравилась моя “Красная Москва” и нужно было написать серию на такую тему для здания консульства в Рио. Требовалось 5-6 работ. В результате стены преобразились, слегка покраснели от моей Москвы», — поделилась художница. Так, впервые Диана выступала в роли художника – мецената.

«Я помню первый день приезда. Я была очень уставшая, сонная после сложного перелета и в таком состоянии меня повезли по городу. Но Рио был так прекрасен, что не осталось и следа от усталости. Я увидела и другие города. Мы были в Сан-Паулу – это настоящий каменный мешок. Ору — Прето потряс меня, это город безумной красоты, сотворенный в колониальном стиле, и расположенный на возвышенности. Мы посетили все музеи современного искусства, обошли все рестораны с живой боссановой и самбой…»

В то время, пока Диана Воуба находилась в Бразилии, в Рио-де-Жанейро приехала группа архитекторов из Москвы, и генконсул организовал им встречу с человеком- легендой — Оскаром Нимейера — архитектором, построившим этот город. На тот момент ему как раз исполнилось сто лет. Из воспоминаний Дианы: «С группой архитекторов мы поднялись на последний этаж дома на Копакабане. Из окон полупустой мастерской, где посреди просторного помещения стояли стулья на фоне белого щита с рисунком Нимейера, открывался чудесный вид на океан. На одной из стен висел фотопортрет его отца. Ничего лишнего, минимализм в духе Нимейера. Через несколько минут появился сам мэтр в белом. Он говорил о современной архитектуре, о проблемах молодежи, о том, что он убежденный коммунист и, что его все еще волнует женская грудь. Выходя из мастерской, кто-то из наших архитекторов сказал, что встретиться с Нимейера, все равно, что с самим Лениным»…

Знаменитый архитектор отметил работы Дианы из серии Иконостас и портреты. «Это опять же в его духе, в духе минимализма. Я, кстати, посвятила ему серию графических рисунков».

Пребывание художницы в Бразилии было эмоционально насыщенным. Но сама презентация в консульстве прошла уже без Дианы, у нее был куплен обратный билет в Москву. Спутя время ей было отправлено благодарственное письмо от генконсула с теплыми словами и наилучшими пожеланиями.

«Спасибо Вам за то, что Вы представляете Россию…»

И сегодня картины Дианы Воуба украшают стены консульства. По приезду в Бразилию эти работы увидел Дмитрий Анатольевич Медведев. Спустя время на очередной официальной встрече экс-президента Абхазии с экс-президентом России, Сергей Багапш преподнес в дар Дмитрию Медведеву знаменитую графическую розу художницы. Дмитрий Анатольевич, принимая ее, поблагодарил Сергея Васильевича и сказал, что знаком с творчеством Дианы.

В 2011 году в Москве в центре дизайна ArtPlay состоялась персональная выставка Дианы Воуба «Москва-Империя», куда вошли несколько серий, посвященных столице.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЦИКЛЫ

Иконостас

Говоря о творчестве Дианы Воуба нельзя обойти вниманием ее «Иконостас». Это серия живописных работ, состоящая из восьми полотен, складывающихся в шестиметровый крест, где соблюдены каноны иконографии, но нет ликов. Оскар Нимейер особенно отметил эти работы, сказав, что символы, общие для всех народов из единого источника, выполнены превосходно.

 Геометрия розы

Многие знакомы с творчеством Дианы Воуба по картинам, посвященным цветку. Она пишет: «Роза – символ красоты и скоротечности бытия – один из объектов моего пристального внимания уже более двух десятков лет. Живопись как средство передачи краской, цветом тех или иных состояний форм жизни, заложена внутри нас, в цветке – динамика вечного движения, как в постоянно обновляющемся мире. Возникающие на полотнах новые гармонические цвето-формы не зависят от моих настроений, а являются результатом наблюдения за архитектоникой цветка».

В этих работах мы видим художника-архитектора и романтика, тонкого колориста. От реального до абстрактного образа, передающего удивительный мир превращений и двойного смысла.

Абхазия

В творчестве Дианы Воуба значительная часть работ посвящена Абхазии – Родине художника. Это и пейзажные серии, и целые портретные коллекции, представленные на выставках в Москве. Одним из таких циклов стал проект «Абхазия: New Generation» — некая проекция в будущее, надежда и боль автора, выраженная в портретных композициях молодых людей – юного поколения абхазов. Идея проекта — показать всему миру и прежде всего самим себе, что у абхазского народа есть будущее.

«Цель моего творчества – это не какой-то статичный результат, а ощущение движения в покое, попытка достижения слияния двух ритмов: мгновения созерцания ритма на картине с мгновением раскрытия ритма в реальной жизни», — Диана Воуба.

Продолжить путешествие по Вселенной художника можно на сайте: www.vouba.ru

                                                         


Возврат к списку


Погода
Яндекс.Погода
Курс валют
Социальные сети
Реклама
Информационные партнёры