Генпрокуратура недовольна состоянием прокурорского надзора за исполнением органами госуправления закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РА»
Состоянию прокурорского надзора за исполнением закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Республики Абхазия» и расследованием уголовных дел корыстно-насильственной направленности посвящалось заседание расширенной Коллегии Генеральной прокуратуры РА, состоявшееся в минувшую пятницу, 18 мая, - сообщили Апсныпресс в пресс-службе Генпрокуратуры.
С докладом о состоянии прокурорского надзора за исполнением органами государственного управления закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Республики Абхазия» выступила начальник гражданско-судебного отдела Генеральной прокуратуры РА Елена Читанава. Она отметила недостаточность надзора со стороны прокуроров на местах, в частности в Гудаутском, Ткуарчальском и Гальском районах. В этих районах выявлено наибольшее число обращений граждан, на которые местные органы государственного управления не дали соответствующие ответы. Аналогичные нарушения имеются и в других районах страны и в г. Сухум, однако их количество, по сравнению с 2009 годом значительно уменьшилось. Граждане обращаются по жилищным и земельным вопросам, а также по правоотношениям, возникающим при получении разрешения на строительство тех или иных объектов.
Читанава подвергла критике состояние делопроизводства в органах государственного управления, где в книгах входящей корреспонденции отсутствуют данные о результатах рассмотрения обращения граждан. Также в ходе проверки практически во всех районах были выявлены нарушения сроков рассмотрения обращений граждан. Вместо предусмотренного законом месячного срока имеют место факты, когда заявления граждан рассматривались более 3-х месяцев.
Должностные лица органов госуправления объясняют несвоевременное рассмотрение обращений граждан непредставлением ими необходимых пакетов документов, а также необходимостью сбора соответствующей информации, выездом на места с целью проверки доводов заявителя и пр.. Однако указанные доводы докладчиком признаны несостоятельными, так как в соответствии со статьей 13 вышеуказанного закона, заявитель должен быть уведомлен о причинах нарушения предусмотренного месячного срока рассмотрения обращения. Требование закона об уведомлении граждан о движении поданных ими обращений игнорируется всеми должностными лицами органов государственного управления.
Генеральный прокурор Сафарбей Миканба подверг резкой критике деятельность прокуроров на местах. Он отметил, что «указанные нарушения, выявленные в ходе проверки, являются следствием недостаточного надзора со стороны местных прокуроров». «Заявитель в предусмотренный законом месячный срок должен получить письменный ответ по существу поставленных им вопросов и быть уведомлен о переадресации его обращения в иной орган или иному должностному лицу», - отметил Миканба.
Генпрокурор также обратил внимание на то, что «многие должностные лица не исполняют требования закона умышленно, чтобы лишить граждан права обжалования их решений в органы прокуратуры либо в суд».
Прокуроры на местах систематически должны осуществлять надзор за деятельностью местных органов государственного управления, дабы воспрепятствовать волоките при выполнении важнейших государственных решений, - считает Генпрокурор.
«Обеспечение конституционных прав и свобод граждан всегда являлось одной из ключевых задач в многогранной деятельности прокуратуры. Основные наши усилия должны быть направлены на то, чтобы утвердился правовой порядок в социальной сфере, где наши граждане чувствуют себя более всего незащищенными. Эти проблемы необходимо решать в тесном взаимодействии с местными органами государственного управления и контролирующими органами исполнительной власти», - подчеркнул С. Миканба.
Начальник следственного управления Генпрокуратуры Джемал Гогия назвал «недостаточным, непоследовательным и непланомерным» состояние прокурорского надзора за расследованием уголовных дел, связанных с корыстно-насильственными преступлениями.
Количественные показатели, приведенные в докладе Д. Гогия, свидетельствуют о том, что раскрываемость таких видов преступлений, как умышленное убийство, разбои и грабежи достигают 35%. В целом, в 2010 и 2011 годах по республике совершено 60 умышленных убийств, 171 разбойное нападение и 70 грабежей. Большая часть уголовных дел остается нераскрытой, то есть, лица их совершившие остаются на свободе и имеют возможность заниматься преступной деятельностью, направленной против личности и собственности.
Наиболее неблагоприятными регионами в плане раскрываемости умышленных убийств были названы г. Сухум, Гудаутский и Гальский районы. В Гагрском районе очень низкий процент раскрываемости разбойных нападений.
Основными причинами такого состояния следствия являются плохая организация первоначального этапа расследования, а также недостаточный надзор и руководство за расследованием со стороны надзирающих прокуроров и начальников следственных подразделений системы МВД.
Особо на коллегии Генпрокуратуры была выделена работа оперативных служб. Ее оценили как недостаточную. При этом была отмечена положительная тенденция в раскрываемости тяжких и особо тяжких преступлений за три месяца текущего года. Раскрываемость по ним составила 70%. Такие показатели, по мнению Джемала Гогия, стали возможны благодаря достигнутому в последнее время взаимодействию оперативных служб и следствия, без чего невозможно эффективно противодействовать преступности.
Выступивший на Коллегии министр внутренних дел Отар Хеция, признав обоснованными озвученные в докладе нарекания в адрес оперативных служб, вместе с тем отметил: «У прокуроров большой спектр деятельности, перед ними стоит много задач по защите интересов граждан, и им не всегда хватает времени параллельно заниматься расследованием. Я призываю прокуроров активнее взаимодействовать с оперативными службами, ибо своевременный прокурорский надзор за следствием и дознанием помогут исключить необоснованную волокиту в расследовании и правильно сориентировать оперативные службы», - сказал министр.
«Эффективность деятельности органов прокуратуры складывается из компетентной, ответственной работы каждого сотрудника и всех звеньев прокурорской системы в целом. В условиях существующей непростой ситуации есть позиции, на которые необходимо реагировать более четко, чем это было раньше. С этим у прокуроров имеются проблемы, и нужно их решать, иначе придется принимать организационные меры. Прокурор, согласно процессуальному законодательству, а также многочисленным нормативным актам, изданным Генеральной прокуратурой, обязан с момента возбуждения брать на особый контроль ход расследования тяжких, особо тяжких преступлений и уголовных дел, имеющих общественный резонанс. Как показало изучение дел данной категории, прокурорский надзор в этой сфере недостаточен, и можно сделать однозначный вывод, что в случае своевременного и грамотного вмешательства прокуроров на первоначальном этапе расследования по многим из нераскрытых дел виновные могли быть установлены и понести ответственность», - отметил Генпрокурор С. Миканба.
По итогам заседания Коллегии приняты решения, согласно которым ряд прокуроров подвергнут дисциплинарным наказаниям, внесено представление в МВД на привлечение к ответственности следователей и руководителей следственных подразделений, в деятельности которых установлены нарушения уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Впредь прокурорам на местах предписано ежеквартально докладывать Генеральному прокурору о состоянии исполнения местными органами государственного управления закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Республики Абхазия». Прокуроры также предупреждены о персональной ответственности за организацию расследования на первоначальном этапе.
Об этом сообщает пресс-служба Генеральной прокуратуры РА.