Лента новостей

Популярное

Коллегия Генпрокуратуры заслушала отчеты о работе управлений входящих в ее состав

1890
11:32, 23 Декабря 2013

В пятницу, 20 декабря, коллегия Генпрокуратуры РА заслушала отчеты о работе ряда управлений входящих в ее состав.

Начальник уголовно-судебного управления Мимоза Цушба представила информацию за 11 месяцев по обобщению судебной практики рассмотрения уголовных  дел Военным судом, судом г. Сухум и районными судами РА. Установлено, что в судебной практике позиция государственного обвинителя, как правило, совпадает с решением суда по вопросам о виде, размере и порядке отбывания наказания. При этом зачастую назначение несправедливо мягкого наказания судьи мотивируют позицией государственного обвинителя, который фактически ориентирует суд на принятие такого решения. Выявлено, что на протяжении последних лет выросло количество уголовных дел, рассмотренных в особом порядке. Проверка показала: по всем рассмотренным делам прокурорами были поддержаны ходатайства о рассмотрении дела в особом порядке, при этом не во всех случаях принимались во внимание фактические обстоятельства содеянного подсудимым, форма вины, мотивы совершения деяния, а также характер и размер вреда, причиненного обвиняемым, который остался не возмещённым. В связи с этим, как считает Цушба, прокурорам необходимо пересмотреть отношение к вопросам организации надзора за рассмотрением уголовных дел в особом порядке.

По ее мнению, давая свое согласие о возможности постановления приговора без проведения судебного разбирательства, прокуроры должны принимать во внимание характер и степень общественной опасности содеянного, принятие мер по возмещению причиненного преступлением ущерба, наличие смягчающих и отягчающих обстоятельств.

Мимоза Цушба также акцентировала внимание на том, что зачастую государственные обвинители готовясь к судебным разбирательствам, недостаточно изучают материалы предварительного расследования и судебного разбирательства, о чем свидетельствуют нарушения требований уголовного и уголовно-процессуального закона, допускаемые судьями при вынесении приговора. Кроме того, в деятельности прокуроров в судебных стадиях судопроизводства выявлены недостатки, характерные почти для всех обвинителей: они оставляют без реагирования незаконно применяемые судом смягчающие обстоятельства, что в последствии ведет к вынесению необоснованно мягких приговоров. Выявлены случаи, когда участники судопроизводства лишаются возможности ходатайствовать о проведении предварительного слушания, так как при поступлении уголовного дела в суд, судья, приняв дело к своему производству, не уведомив стороны, в тот же день выносит постановление о назначении судебного заседания без проведения предварительного слушания.  Цушба считает, что в судебном разбирательстве прокурорам необходимо занимать более принципиальную и основанную на законе позицию.

О состоянии прокурорского надзора за соблюдением требований трудового законодательства Республики Абхазия и иных правовых актов муниципальными учреждениями в 2012 г. и 1-м полугодии 2013 г. коллегию проинформировала начальник гражданско-судебного отдела Генпрокуратуры Елена Читанава. По ее словам, такая проверка впервые была инициирована прокуратурой г. Сухум в 2012 г. в связи с участившимися случаями обращения граждан в прокуратуру и в судебном порядке по вопросам нарушения трудовых прав. В результате были выявлены нарушения связанные с ненадлежащим ведением и заполнением личных дел, трудовых книжек сотрудников, отсутствием графиков отпусков, ненадлежащим оформлением приказов (распоряжений) о приеме на работу, о прекращении действий трудового договора с работниками и т.д. В Администрацию г. Сухум внесено представление об устранении выявленных нарушений. Однако, вопреки требованиям ст. 22 закона «О прокуратуре Республики Абхазия» информации о результатах рассмотрения представления по существу в прокуратуру г.Сухум не поступило, в том числе и из Администрации столицы.

«Из этого можно сделать вывод, что законные требования прокурора не были доведены до сведения работодателей – директоров муниципальных учреждений, которые допустили нарушения трудового законодательства. Это подтверждается объяснениями последних. Более того, какие-либо указания по приведению документации в соответствие с трудовым законодательством от руководства администрации г. Сухум они не получали, – сообщила Елена Читанава. Она подчеркнула, что в результате проверки, проведенной в текущем году в столице, опять были выявлены серьезные нарушения требований норм трудового законодательства со стороны руководства различных муниципальных учреждений, предприятий и организаций.  По мнению Читанава, это связано со слабыми профессиональными навыками должностных лиц. В связи с этим было принято решение о проведении таких проверок во всех районах, где также были выявлены нарушения трудового законодательства. Во все администрации внесены представления об устранении выявленных нарушений в сфере трудовых правоотношений.

«Анализ проведенных проверок свидетельствует о том, что основными причинами нарушений КЗоТ являются отсутствие контроля со стороны руководства администраций города и районов, поверхностное отношение работодателей к своим служебным обязанностям, ненадлежащая работа кадровых служб, игнорирование ими действующего трудового законодательства, отсутствие какой-либо работы по данному кругу вопросов со стороны профсоюзных организаций, а также низкий уровень правосознания самих работников, которые, не зная о своих законных правах, не могут в полной мере защитить нарушенное конституционное право на свободу труда и отдыха», – считает Читанава. По ее мнению, прокуратуре необходимо в полной мере использовать свои надзорные полномочия в повседневной деятельности в сфере исполнения трудового законодательства.

С информацией о результатах проверки деятельности органов прокуратуры по исполнению организационно-распорядительных документов Генпрокурора РА за 11 месяцев 2013 г. выступила начальник организационно-инспекторского управления ГП РА С.Киут. По ее словам, по сравнению с прошлыми годами работа прокуроров районов, г.Сухум и приравненных к ним прокуроров по соблюдению и исполнению организационно-распорядительных документов, изданных Генпрокурором РА в виде приказов, инструкций и   указаний заметно улучшилась. Вышеперечисленные документы являются предметом обсуждения на оперативных совещаниях, где также обсуждаются и решения Коллегии Генпрокуратуры РА и иные проблемы, возникающие в ходе повседневной работы органов прокуратуры, ход расследования уголовных дел, материалов проверок в порядке надзора за соблюдением закона, трудовой дисциплины и т.д.. На местах определены лица, ответственные за исполнение того или иного распорядительного документа. Вместе с тем, в ходе проверки выявлены факты неисполнения отдельных организационно-распорядительных документов Генпрокурора РА. В частности, во всех горрайорганах прокуратуры раз в полгода не анализируется состояние прокурорского надзора за дознанием и предварительным следствием.

Предоставляемые в Генпрокуратуру РА справки  носят формальный характер. В них отсутствует информация о сопоставлении данных органов прокуратуры, внутренних дел, СГБ и пограничных органов, воинских частей, органов государственной противопожарной службы, УЧС,  сообщений СМИ,  жалоб граждан, сведений страховых компаний и иных источников. В части соблюдения требований Инструкции «О порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, ценностей и иного имущества органами предварительного следствия, дознания и судами»  во всех горрайорганах прокуратуры при регистрации вещественных доказательств в книге учета не составляются акты приема-передачи.

Выступившие затем городские и районные прокуроры не отрицали наличие нарушений в их работе и обязались принять необходимые меря для устранения недостатков. Что касается позиции прокуратуры в судах, то, по словам некоторых прокуроров, это зачастую связано с отсутствием опыта работы у выступающих гособвинителями молодых специалистов и этим пользуются и адвокаты и судьи.

Генпрокурор С.Миканба подверг резкой критике позицию прокуроров по уголовным делам.

«Закон требует от прокурора высокой организации работы, профессионализма и личной ответственности. Участие прокурора в судебных стадиях уголовного судопроизводства, активная позиция и профессионализм гособвинителя являются решающими факторами в обеспечении неотвратимости наказания за совершенное преступление. При этом успех судебного рассмотрения дела во многом зависит от подготовленности прокурора к участию в процессе, от его настойчивости в установлении истины и профессионального умения занять позицию, основанную на законе и исходящую из материалов уголовного дела», – считает генпрокурор.

По его мнению, прокуроры плохо готовятся к слушаниям, о чем свидетельствует их речь на судах. Не редки случаи, когда в судах принимаются решения, не соответствующие тяжести совершенного преступления, и в этом прямая вина прокуроров. Слишком высок и процент согласия судей с прокурорами по части решений о сроках наказания.

Говоря о ситуации с соблюдением трудового законодательства Сафарбей Миканба отметил, что у республики до сих пор нет собственного КЗоТа, и в своей работе все до сих пор руководствуются законом 1973 г. Более года назад Генпрокуратура  внесла в Парламент законопроект о госслужбе, его даже приняли в первом чтении, но нынешних парламентариев он не устраивает. Тем не менее, как считает Миканба, прокуроры обязаны активизировать работу по проведению регулярных проверок соблюдения трудового законодательства на местах. В той же Гагре, по его словам, много объектов отдыха, ресторанов и кафе, куда привлекается рабочая сила извне. В большинстве там работают люди не прошедшие регистрацию в миграционной службе и, как следствие, работодатели не заключают с ними трудовые договоры.

«В данном случае речь идет не только о нарушении миграционного закона и  несоблюдении прав человека, но и об уходе хозяев объектов от налогообложения», – считает Генпрокурор.

Наталья Шульгина, газета «Республика Абхазия»


Возврат к списку


Погода
Яндекс.Погода
Курс валют
Социальные сети
Реклама
Информационные партнёры