Лента новостей

Популярное

Мирное урегулирование грузино-югоосетинского конфликта. История вопроса

1814
18:05, 7 Августа 2013

После завершения операции по принуждению Грузии к миру 12 августа в Москве президенты России и Франции Дмитрий Медведев и Николя Саркози согласовали шесть принципов мирного урегулирования конфликта /план "Медведева-Саркози"/. План предусматривал отказ всех участников конфликта от применения силы, полное прекращение всех военных действий, возвращение грузинской армии в места постоянной дислокации, а российской армии на линию, предшествовавшую началу боевых действий, свободный доступ к гуманитарной помощи и начало международных дискуссий по вопросам безопасности Южной Осетии и Абхазии. 14 августа план подписали лидеры Южной Осетии и Абхазии Эдуард Кокойты и Сергей Багапш, 15 августа - президент Грузии Михаил Саакашвили, 16 августа свою подпись под документом поставил президент России Дмитрий Медведев.

18 августа Россия начала отвод миротворцев и воинских подразделений в зону безопасности, границы которой определены договором Смешанной контрольной комиссии 1999 года. Зона безопасности /буферная зона/ вдоль границы Южной Осетии была ограничена двумя линиями постов - по линии ответственности миротворческого контингента и по административной границе Южной Осетии.

8 сентября президенты России и Франции Дмитрий Медведев и Николя Саркози согласовали дополнительные три пункта к плану "Медведева-Саркози" о порядке вывода вооруженных сил на линию, предшествующую началу боевых действий, о международных наблюдателях и дате начала международных дискуссий по конфликту - 15 октября.

Согласно принятому документу, 13 сентября российские миротворческие силы покинули пять наблюдательных постов на линии от Поти до Сенаки - там, где российские миротворцы продвинулись в наибольшей степени вглубь Грузии.

1 октября свою деятельность в Грузии начала миссия наблюдателей ЕС. Россия к 8 октября вывела свои миротворческие силы из зон конфликтов, контроль за безопасностью в районах, прилегающих с грузинской стороны к территориям Южной Осетии и Абхазии, перешел к европейской миссии /225 человек/. С 27 июля 2009 года мандат миссии наблюдателей ЕС в Грузии неоднократно продлевался.

В настоящее время лишь миссия ЕС обладает полномочиями по осуществлению контроля за безопасностью на территории Грузии. 16 июня 2009 года была прекращена деятельность миссии ООН в Грузии и Абхазии /работала с 1993 года/, а 30 июня Грузию покинула миссия наблюдателей ОБСЕ, находившаяся здесь с 1992 года. Вето на продление мандатов этих миссий наложила Россия, т.к. стороны не достигли согласия по вопросам о статусе Южной Осетии и Абхазии и о зоне ответственности международных наблюдателей.

Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии сразу после окончания вооруженного конфликта: 26 августа 2008 года президент России Дмитрий Медведев подписал указы о признании Российской Федерацией независимости Южной Осетии и Абхазии, 9 сентября Россия установила с ними дипломатические отношения, а 17 сентября заключила Договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Помимо РФ независимость республики Южная Осетия признали Никарагуа /5 сентября 2008 года/, Венесуэла /10 сентября 2009 года/, республика Науру /16 декабря 2009 года/ и тихоокеанское государство Тувалу /19 сентября 2011 года/.

2 сентября 2008 года Грузия прервала дипотношения с Россией, сохранив отношения лишь на уровне консульств. Российское посольство в Грузии прекратило свою работу 3 сентября. С 5 марта 2009 года интересы двух стран представляет Швейцария: в швейцарских посольствах в Тбилиси и Москве действуют секции интересов России в Грузии и Грузии в РФ.

После разрыва российско-грузинских дипотношений в октябре 2008 года начались Женевские переговоры - консультации по урегулированию и стабилизации ситуации на Кавказе. Они проходят в рамках плана "Медведев-Саркози" под эгидой ООН, Евросоюза и ОБСЕ с участием делегаций России, Грузии, Абхазии, Южной Осетии и США. Основная цель переговоров - подписание соглашения о неприменении силы между Грузией и Абхазией, Грузией и Южной Осетией, но к настоящему времени этот вопрос остается нерешенным. Грузинская сторона отказывается взять на себя односторонние обязательства и подписать документ с Абхазией и Южной Осетией, так как Тбилиси не признает независимость этих республик, рассматривает их как свои составные части и настаивает на том, что подписание подобного соглашения возможно лишь между Российской Федерацией и Грузией. Со своей стороны Россия также не подписывает соглашение, поскольку "не считает себя стороной в конфликте". По словам заместителя министра иностранных дел РФ Григория Карасина, "обязывающие юридические соглашения должны быть подписаны, прежде всего, между Грузией и Абазией, Грузией и Южной Осетией".

 


Возврат к списку


Погода
Яндекс.Погода
Курс валют
Социальные сети
Реклама
Информационные партнёры