Лента новостей

Популярное

Нужна ли в Абхазии Конституционная реформа? – мнения экспертов

2432
12:25, 20 Декабря 2012

«Конституционная реформа – веление времени или неоправданные риски» - тема круглого стола, организованного Медиа-клубом «Айнар» 18 декабря.

В дискуссии участвовали: директор филиала «Институт Евразийских исследований» Сократ Джинджолия; председатель комитета по законодательству Парламента РА Валерий Агрба; сопредседатель партии «Форум народного единства Абхазии» депутат Парламента Рауль Хаджимба; директор Центра стратегических исследований при Президенте Олег Дамениа; заместитель председателя Партии ЭРА Гиви Габниа; руководитель дискуссионного клуба «Агуаанагара» Нугзар Агрба; юрист, советник спикера Парламента Зарина Габеева; юристы, представители движения «За реформы» Алхас Асландзия и Кристина Жиба, председатель Народной партии Абхазии Якуб Лакоба, учащийся Академии при президенте России Инар Ладария.

«Действующая Конституция Республики Абхазия на протяжении многих лет не подвергалась изменениям – не в силу политических обстоятельств, но вследствие чрезвычайной важности данного вопроса. Основной Закон, утвержденный на референдуме 1999 года, несмотря на ряд претензий, предъявлявшихся к нему в разное время, абхазские политики не спешили реформировать», - сказал, открывая круглый стол, председатель совета Медиа-клуба «Айнар» Илья Гамисония.

По его словам, «конституция вступила в силу в тяжелый для республики период и прошла испытание временем». «Это справедливо в отношении как демократических свобод, предусмотренных ею, так и положений, касающихся волеизъявления граждан. Конституция 1994 года не только предоставила широкие права президенту, но и гарантировала неприкосновенность полномочий депутата на протяжении пяти лет. Действующий Основной Закон дает парламенту возможности для импичмента, создания фракций, другие инструменты влияния на исполнительную власть. Тем не менее, в абхазском обществе уже многие годы обсуждается идея расширения роли законодательной ветви власти, в том числе и органов местного самоуправления», - подчеркнул Гамисония.

Как отметил в ходе дискуссии председатель парламентского комитета по законодательству Валерий Агрба, парламент пятого созыва относительно недавно приступил к исполнению своих полномочий, и депутаты к работе над поправками к Конституции пока не приступали. Что касается процесса реформирования Конституции, то, как известно, в свое время была создана комиссия, возглавляемая президентом Сергеем Багапш, и в рамках рабочей группы этой комиссии готовились предложения. «Был задействован довольно большой круг участников, проделана огромная работа. Но сейчас эта комиссия, которую возглавлял президент Сергей Багапш, не работает», - сказал Агрба.

«Президент в качестве субъекта права законодательной инициативы внес на рассмотрение парламента проект поправок к Конституции. Была создана согласительная комиссия, которая рассмотрела предложенные президентом изменения в главы 3, 4, 5 и 7. В итоге, на заседание сессии парламента были вынесены предложения по главам 5 и 7, - сказал депутат. По его словам главы 1 и 2 («Основы конституционного строя» и «Права и свободы человека и гражданина») изменений не требуют.

Говоря о судебной реформе, Агрба отметил, что недавно была создана соответствующая комиссия, в которую вошли представители Верховного суда, президента и исполнительной власти, министр юстиции, депутаты, сотрудники аппарата парламента, советник по правовым вопросам спикера парламента, и работа уже началась.

«В комиссии считают, что реформа судебной системы должна выражаться не только в приведении законодательства в порядок и устранении каких-то внутренних противоречий действующих сегодня законов о судоустройстве, а в необходимости учреждения такого института, как Конституционный суд, - отметил председатель парламентского комитета. - Помимо этого есть необходимость рассмотреть вопрос о сроках пребывания судьи в должности. Необходимо рассмотреть вопрос о требованиях, предъявляемых к судье, и порядке назначения».

По мнению сопредседателя партии «Форум народного единства Абхазии» Рауля Хаджимба, «идет централизация власти в одних руках, и потому общество, заботясь об этих процессах, пытается внести свои предложения и создать условия для их обсуждения». «Время реформ давно уже настало, но это не означает, что мы должны сломать всю систему конституционного обустройства и преподнести нашему обществу что-то чрезвычайное. Нужно начать с определенных, конкретных шагов, и, в первую очередь, создать условия для передачи больших полномочий парламенту, - сказал лидер оппозиции. - Нашему народу издревле было свойственно коллективное принятие решений, создание условий для того, чтоб общество в полной мере участвовало в этих процессах. Парламент – единственная на сегодня структура, которая позволит нам это реализовать».

Руководитель дискуссионного клуба «Агуаанагара» Нугзар Агрба выразил сожаление, что ни предыдущий, ни нынешний состав парламента не смог дать четкого ответа о том, что подразумевается под конституционной реформой, об изменении каких статей идет речь.

«Два года назад в ходе круглого стола в «Агуаанагара» мы этот вопрос рассматривали и внесли свои предложения президенту, но как я понял, если нет политической воли первого лица в государстве, реформы не будет, - отметил Агрба. - Когда мы говорим о реформе и называем ту или иную статью, каждый представитель власти принимает это на себя».

Что касается судебной системы, то она, по словам Нугзара Агрба, не работает так, как должна работать в демократическом обществе.

«Президент РА в любое время может подать в отставку, а вопрос об отставке решается в парламенте квалифицированным большинством. А если примут решение, чтоб он не уходил с поста, ему тогда опять оставаться в должности? А если человек не хочет больше быть президентом? Он все равно должен остаться? Здесь отсутствует логика», - отметил он.

В ответ депутат парламента Валерий Агрба заметил, что в проекте конституционных поправок заложен механизм изменения этой статьи. «В случае, если президент подает в отставку и парламент не одобряет ее, то повторная отставка идет без решения парламента»,- уточнил депутат.

Представитель движения «Мы за реформы» Алхас Асландзия не видит никакого риска в обсуждении темы о реформировании Конституции. «Наша Конституция нуждается в реформировании, потому что многие заложенные в ней механизмы не работают. Если бы они работали как следует, то больших реформ не нужно было бы. Что касается парламента, то можно конечно, добавить ему полномочий, но их и сейчас немало, просто высший законодательный орган не использует их в полной мере, - сказал Асландзия. - В нашей стране отсутствует четкая судебная власть, которая отделена от исполнительной и законодательной ветвей власти. Судебная власть – это основной стержень, вокруг которой формируется правовое поле государства».

Советник спикера по правовым вопросам Зарина Габеева считает необходимым вернуться к тому проекту, который был подготовлен комиссией по конституционной реформе. «Во время работы над поправками к Конституции, мы заложили достаточно серьезный механизм, защищающий нормы нашей Конституции. Мы не пошли по тому пути, по которому шли некоторые государства, записав, что первая и вторая глава могут быть пересмотрены в особом порядке. Как правило, первая глава – «Основы конституционного строя», вторая – «Права и свободы человека и гражданина». Мы предусмотрели иной механизм – назвали конкретные нормы, которые не могут быть пересмотрены никогда в рамках действующей конституции».

Заместитель председателя Партии ЭРА Гиви Габниа считает, что «постоянно копаться в Конституции нельзя».

«В 1994 году мы Конституцию приняли, в 1999 году мы же в нее и залезли, и не думаю, что правильно поступили. Это не просто опасения, что мы еще раз ошибемся, просто все нужно делать взвешенно. Для начала нужно определить, что мы хотим, подумать, где, в каком направлении развития нам мешает Конституция», - сказал он.

Директор филиала «Институт Евразийских исследований» Сократ Джинджолия сказал, что «Конституция – это не тот документ, в котором надо постоянно ковыряться, и внесение изменений в Конституцию не значит, что у нас все поменяется. К этому нужно готовиться».

«У нас как бы ни ругали систему, к власти приходят демократическим путем, - отметил Джинджолия. - Считаю неправильными утверждения о том, что президент сосредоточил у себя всю власть и никому ничего не отдал».

По его словам, нет ничего удивительного в том, что нынешний парламент еще не вернулся к рассмотрению выработанных комиссией по реформированию Конституции предложений. «Просто так, не вникнув в вопросы, принимать решения безответственно. Некоторые сетуют на непрофессионализм парламента. Но профессионального парламента никто не готовит. В парламент приходят люди, которых избрал народ, и они начинают работать. Им нужно время для того, чтобы освоиться, познакомиться и посмотреть», - сказал Джинджолия.

Рауль Хаджимба не согласен с мнением, что в Абхазии в исполнительной власти все так четко, и она не влияет на все процессы в стране. «Если президент сильно захочет, его влияние и на парламент, и на всю систему исполнительной власти достаточно велико. Без президента сегодня не решается вопрос кандидатуры премьера. Что касается министерств и судей, то и здесь все связано с именем одного человека. Если президент захочет ту или иную кандидатуру, если даже парламент и все общество будет против, президент эту кандидатуру проведет», - сказал Хаджимба.

По его словам, лезть в основы конституционного обустройства опасно, «но не опаснее ли все время находиться в застывшем положении»? «Надо начинать с конституционных законов, которые приведут нас к возможности проведения реформ. Ими уже в парламенте занимаются, понимая назревшую необходимость», - сказал Хаджимба.

Председатель Народной партии Абхазии Якуб Лакоба считает, что в вопросе реформирования Конституции нельзя ограничиваться проведением «круглых столов», необходима целая серия научно-практических конференций. То, что вопрос назрел давно - это факт.

Руководитель Центра стратегических исследований при Президенте РА Олег Дамениа сказал, что он принадлежал к числу тех депутатов парламента первого созыва (1991 – 1996 гг.), которые выступал против этой Конституции. «Несмотря на это, я все же проголосовал за принятие этой Конституции, - сказал он. - Понимая, что по Конституции 1925 года, по которой мы тогда жили, невозможно достижение прогресса в переговорном процессе и решение политических проблем между Абхазией и Грузией, мы, естественно, проголосовали за эту Конституцию, и считаю, что правильно поступили, хотя наши возражения и по сей день остаются». (Действующая Конституция РА принята 26 ноября 1994 года – АП).

«Порой мне кажется, что мы похожи на того наездника, который все время в связи со своими неудачами хотел поменять коня, не обращая внимание на то, что сам он плохой наездник. Надо произвести экспертную оценку действующей конституции, проанализировать как она работает, насколько выполняются ее положения, помогает ли она достойно жить людям или тормозит развитие общества, - считает руководитель ЦСИ. - Кстати, когда мы говорим о Конституции, нужно, в первую очередь, исходить из того, как само общество оценивает свое жизнеустройство. Может оно вполне довольно тем положением, в котором оно находится? Это требует изучения».

По мнению Дамениа, одними «круглыми столами» проблему не решить. Нужно провести ряд научных и иных мероприятий. «Многие наши неудачные проекты, если не все, проистекают из-за того, что научный потенциал не используется», - убежден Олег Дамениа.


Возврат к списку


Погода
Яндекс.Погода
Курс валют
Социальные сети
Реклама
Информационные партнёры