Лента новостей

Популярное

Презентован проект модели новой политической системы Абхазии

3594
12:42, 3 Июля 2014

Презентация проекта модели новой политической системы Абхазии прошла 2 июля в конференц-зале «Атриум Виктория».

Проект подготовлен общественной инициативной группой под руководством Алхаса Тхагушева. В группу входят юристы Лаура Авидзба, Саида Гулия, Кама Джинджолия, Эсма Корсая, Олег Папаскири, привлеченный эксперт Саида Бутба. Работа над проектом началась в сентябре прошлого года.

На презентации присутствовали вице-спикер парламента Эмма Гамисония, депутаты парламента, экс-спикер парламента Сократ Джинджолия, депутаты, общественные деятели, лидер Народной партии Якуб Лакоба, председатель Верховного Суда Роман Мушба и другие.

Молодые юристы представили подготовленную ими модель, в которой подробно говорится о функциях президента, парламента, о процедуре избрания депутатов, формирования правительства. Также на презентации юристы рассказали о полномочиях Конституционного Суда, процессе формирования судов. 

Директор Центра стратегических исследований при президенте Олег Дамения отметил, что обсуждаемый вопрос очень важный и не из легких. Он напомнил, как принималась действующая Конституция Республики.

Руководитель группы Алхас Тхагушев сказал, что многие приходят к мысли, что существующая модель политической власти далеко не совершенна и возможно ее имеет смысл реформировать. 

Проект модели представил юрист Олег Папаскири. Он подробно рассказал о функциях президента, правилах выбора правительства, парламента и судебной власти. Все органы власти имеют прямую взаимосвязь. «Это скорее смешанная система, где идет тонкая грань между возможностями каждого участника процесса. Не президентская и не парламентская», - сказал он. Согласно представленной модели, президент не входит ни в одну из ветвей власти. Разработчики предлагают увеличить число депутатского корпуса до 45 человек, так как в нем могут быть представлены депутаты только от партий. 

Разработчики предлагают ввести пропорциональную региональную системы выборов парламентариев. Страна делится на 8 многомандатных округов. Каждая партия в ходе предвыборной работы должна в каждом из округов представить региональный список кандидатов, равном количеству мандатов. Олег Папаскири сказал также, что кандидату в депутаты необходимо преодолеть 3%-й барьер для прохождения в парламент. Модель также предлагает ежегодное избрание спикера и не более двух его заместителей.

Важным элементом модели, по мнению юристов, является формирование в ходе работы парламента условно двух частей: парламентского большинства и меньшинства. Процесс формирования большинства заключается в том, что если одна партия имеет больше половины, то она фактически партия большинства. Если ни одна партия не имеет абсолютного большинства, то тогда возможна комбинация, когда две партии, имеющие в сумме простое большинство, получают эти полномочия.

За парламентом остается также последнее слово в процессе формирования правительства. Президент вносит кандидатуру премьер-министра в парламент. Представленный кандидат предлагает состав правительства и программу работы. Парламент рассматривает кандидатуру, и если депутаты не одобряют предложенную кандидатуру, то у президента есть возможность внести дважды в парламент кандидата на пост премьера. При этом после двух попыток президента, парламент в праве самостоятельно предложить и избрать премьера и его команду, утвердить программу. Если же парламент не смог после трех этапов определить правительство, то он подлежит роспуску президентом. 

Олег Папаскири рассказал о полномочиях парламентского большинства и меньшинства.

В полномочия парламентского большинства входят: выражение вотума доверия или недоверия премьер-министру, составу правительства, отдельному члену правительства, одобрение программы деятельности правительства, назначение председателя Национального банка и освобождение его от должности, назначение и освобождение половины членов ЦИК, назначение половины членов общественного совета АГТРК, назначение и освобождение Генерального прокурора.

Меньшинство имеет право назначать и освобождать: Председателя Контрольной палаты, председателя Наблюдательного Совета Национального Банка, председателя ЦИК, Уполномоченного по правам человека. По словам докладчика, таким образом, партии парламентское меньшинство имеют возможность для реального контроля и работы, а в парламенте заложен внутренний механизм конкуренции, контроля и издержек.

Основными полномочиями парламента являются определение основ внутренней и внешней политики, принятие Конституции, законов, подзаконных актов, объявление по представлению президента состояния войны и заключение мира, ратификация и денонсация международных договоров, объявление амнистии, отрешение Президента с поста в порядке особой процедуры (импичмента), заслушивание обращений президента, назначение выборов президента, всенародного референдума, выборов в органы местного самоуправления, избрание на 1/3 состава Конституционного Суда, избрание 1/2 состава судей Верховного суда и Высшего экономического суда, принятие решения по стратегическим вопросам, связанным с экологической, экономической, демографической безопасностью и другие.

Олег Папаскири обратил внимание на предусмотренные ежегодные отчеты премьера перед парламентом. Говоря о парламентских комиссиях и комитетах, то если председатель является представителем большинства, то его заместитель из партии меньшинства. Что касается прекращения полномочий парламента, то они прекращаются в день первого заседания нового созыва. При этом глава государства может досрочно прекратить полномочия парламента, если в течение 42 дней после отставки, истечения полномочий Правительства не сформирован персональный состав Правительства; в течение 30 дней одной очередной сессии заседания не могут начаться.

Полномочия парламента не могут быть досрочно прекращены президентом в последние 6 месяцев срока полномочий парламента или президента. 

Говоря о законодательной инициативе, юрист сказал, что право законодательной инициативы дается и органам местного самоуправления так как «их роль должна быть увеличена», группе граждан в количестве 500 человек. «Это позволит снимать определенные острые моменты в обществе. Если есть некая общественная инициатива, требующая обсуждения в обществе, то ее можно законно донести до власти и дать им для обсуждения», - сказал он.

Что касается президента, то он является главой государства, гарантом Конституции, единства и национальной независимости страны и не входит в исполнительную ветвь власти.

Требования к президенту сохранены в прежнем виде. Президент может быть отрешен от должности парламентом в случае совершения им преступлений или нарушения Конституции. В случае отрешения президента от должности его полномочия временно осуществляет премьер-министр в пределах, установленных законодательством.

В случае невозможности осуществления полномочий президента премьером, они возлагаются на спикера.

При этом в проекте говорится, что если президент был отрешен или отказался от своего поста, то он не может выдвигаться кандидатом ни на следующих выборах, ни на выборах, которые могут состояться в течение пяти лет после отказа от поста.

Расписаны также акты президента, не требующие дополнительного одобрения. Ему дается отлагательное вето на внешнеполитические решения парламента и правительства на срок до 1 года, подписание и опубликование закона. Он имеет право законодательной инициативы, право вето на принимаемые законы, может предложить провести проверки Контрольной Палатой и другие. Также он наделен полномочиями по роспуску парламента, назначать референдум, назначать судей, ½ членов ЦИК, ½ членов общественного совета АГТРК, членов Совета Безопасности, начальника Генерального штаба и других военачальников. Он предлагает парламенту на утверждение военную доктрину, предложение о состоянии войны и заключения мира и др.

Что касается правительства, то оно является высшим органом государственной власти, которое осуществляет внутреннюю и внешнюю политику страны. Кабинет министров подотчетен парламенту и президенту.

Олег Папаскири сказал, что в предлагаемой модели предусматривается возможность парламента отправить правительство в отставку. «1/3 депутатов инициирует этот вопрос и дальше парламент голосует», - сказал он. Он также обратил внимание на то, что в течение первого года работы правительство не может быть отправлено в отставку. «Если парламент ошибся, и избрал правительство, совершающее «вопиющие нарушения», то парламент может инициировать отставку правительства. Если этот вопрос не получил поддержки парламента, то в течение 6 месяцев нельзя повторно по тому же основанию инициировать выражение недоверия правительству. Важным элементом проекта является конструктивный вотум. Он означает, что группа депутатов, инициирующая отставку правительства, должна предложить нового кандидата. Правительству также может быть выражен вотум доверия.

Отдельная глава в концепции посвящена судебной власти, которая также претерпела существенные изменения.

Предлагается региональное укрупнение судов. Путем объединения районных судов создаются Восточный, Центральный и Западный суды. Предлагается внедрение внутренней специализации судей.

Арбитражный суд переименовывается в высший экономический, который должен иметь две инстанции.

Важная роль отведена Конституционному суду.

Что касается формирования судов, то каждая ветвь власти назначает в рамках своей квоты судей.

Верховный суд формируется наполовину президентом и парламентом. Суды первой инстанции президентом, Конституционный суд президентом, парламентом и судьями. Предусматривается создание Квалификационного совета судей, в концепции отражены требования для кандидатов на должность судьи.

Презентация модели вызвала живую дискуссию. Основные вопросы были связаны с увеличением числа депутатов и создания партийного парламента, ежегодного избрания спикера, почему не предусмотрено самовыдвижение.

Председатель Верховного суда Роман Мушба спросил, в чем преимущество регионального укрупнения судов. По словам юриста Камы Джинджолия, при укрупнении увеличится штат, повысится материально-техническая база судов, будут внутренние специализации. «Мы бы хотели, чтобы у председателя не было полномочий распределять дела. Эти функции должны производиться автоматизированным способом», - добавила юрист. 

Отец Дорофей спросил, почему предусматривается именно 45 депутатов. Он поддерживает увеличение числа депутатского корпуса. Дорофей также считает, что необходимо давно переходить к партийности, так как «никакие партии у нас никогда не будут существовать, если мы не введем эту систему». Он спросил, существует ли где-то практика ежегодного избрания спикера и в случае выхода депутата из партии, от которой он избирался, предусматривается ли возможность сохранения его депутатства как независимого?

Олег Папаскири сказал, что 45 депутатов - это минимально возможное число после 35. Это допустимое увеличение, которое не будет влечь больших финансовых трат. Увеличение мест, по мнению докладчиков, позволяет достичь большей представленности общественных групп, мнений.

Что касается избрания спикера, то эта идея взята из практики Финляндии. Саида Гулиа отметила, что цель состоит в том, чтобы превратить фигуру спикера из политической в фигуру, занимающуюся техническими вопросами. Что касается депутатского мандата, то это также может быть вопросом для дальнейшего обсуждения.

Звучали замечания о том, что не предусматривается независимых депутатов.

Алхас Тхагушев сказал, что 2/ 3 бывших депутатов никто уже не помнит.

Юрист Тамаз Кецба, являясь сторонником развития партийной системы, считает, что на сегодняшний момент необходимо оставить право выдвижения индивида.

Вице-спикер Эмма Гамисония поблагодарила разработчиков модели и отметила серьезную проделанную работу.

 


Возврат к списку


Погода
Яндекс.Погода
Курс валют
Социальные сети
Реклама
Информационные партнёры