Лента новостей

Популярное

При всей критичности оценок управленческой системы современной Абхазии нельзя не видеть позитивных изменений в системе государственного регулирования экономики, правовой регламентации управления, - Игорь Барциц

3746
17:46, 16 Октября 2010
При всей критичности оценок управленческой системы современной Абхазии нельзя не видеть позитивных изменений в системе государственного регулирования экономики, правовой регламентации управления, - Игорь Барциц

«При всей критичности оценок управленческой системы современной Абхазии нельзя не видеть позитивных изменений в системе государственного регулирования экономики, правовой регламентации управления. Другой вопрос: сегодня уже пора решиться на существенные изменения самих основ деятельности государственного аппарата». Об этом сказал проректор по научной работе Российской академии государственной службы при президенте РФ Игорь Барциц на Втором Абхазском деловом форуме «Абхазия 2010: к устойчивому экономическому росту и расширению межрегионального сотрудничества с Россией».

Выступление ученого касалось основных направлений активизации российско-абхазского делового сотрудничества.

Ниже приводится полный текст выступления.

«Глубокоуважаемый господин Президент! Дорогой Сергей Васильевич! Уважаемые участники форума!

Позвольте начать представление актуальных задач развития правового регулирования экономической деятельности в Абхазии с подчеркивания той роли, которую имеет и в этом контексте Указ Президента Российской Федерации Д.А.Медведева о признании независимости Республики Абхазия.

В данном случае имеется в виду не очевидное международное и геополитическое значение этого принципиального решения. Речь о другом: с момента оглашения этого акта изменилась главная функция Абхазского государства и абхазского права.

До 26 августа 2008 г. в Абхазии действовал своеобразный общественный договор между властью и обществом: власть обеспечивает безопасность государства, физическое выживание народа, который со своей стороны, если угодно, прощает, мирится с резко упавшим уровнем жизни, правовой ее неурегулированностью, а следовательно, и неэффективной экономической политикой.

Два года назад этот общественный договор прекратил свое действие. Абхазское государство и власть сегодня призваны ответить на иные вызовы и требования, причем не менее сложные. Среди них: эффективное государственное управление; развитое правовое регулирование экономики; нормальное функционирование системы правоохраны и защиты инвестиций, в том числе и прежде всего, посредством судебной власти. Это - требования и абхазского общества, и иностранных, прежде всего, российских деловых кругов.

Абхазии нет нужды повторять ошибки России 1990-х годов, российские метания между теориями сильного государства и свободного рынка. Сильного не в смысле количества ядерных боеголовок и экипировки сотрудников органов внутренних дел, а сильного своим эффективным управляющим воздействием.

Поэтому в качестве первого направления развития правового регулирования экономики следует выделить регламентацию деятельности государственного аппарата. При всей критичности оценок управленческой системы современной Абхазии нельзя не видеть позитивных изменений в системе государственного регулирования экономики, правовой регламентации управления. Другой вопрос: сегодня уже пора решиться на существенные изменения самих основ деятельности государственного аппарата.

Весьма полезным для Абхазии станет принятие специального документа - Концепции развития государственного управления Республики Абхазия. В нем следует зафиксировать приверженность Абхазии демократическим принципам государственного управления, определить меры по повышению его эффективности, разработать те управленческие механизмы, которые в наибольшей степени подходят для абхазского общества.

Очевидно, что основными принципами этого документа должны стать: 1) совершенствование системы государственной власти, способной обеспечить целостность и суверенитет государства, защиту национальных интересов Абхазии и внутри страны, и в мире; 2) модернизация государственного аппарата, прежде всего, системы исполнительной власти, главная функция которой состоит в исполнении законов, обеспечении режима законности на всей территории страны; 3) повышение эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Принятие административных регламентов, призванных четко закрепить полномочия и ответственность государственных служащих, утверждение компактного ядра управления экономическим развитием - эти два аспекта преобразований в России должны быть восприняты и в Абхазии.

Работа в государственном аппарате должна рассматриваться как профессиональная деятельность, а не как времяпрепровождение или подтверждение статуса в обществе. К сожалению, редко приходится слышать в Абхазии, что главное предназначение государственного аппарата состоит в предоставлении услуг -услуг гражданину, национальному бизнесу, иностранным инвесторам.

А ведь именно этим предопределяется второе направление регулирования экономики - упрощение правового регулирования, снятие излишних административных барьеров. Простота и понятность законодательства - одно из условий его соблюдения. Есть яркие и красивые примеры простых и понятных законов. Так, за простой и четкой формулой п. 2 ст. 132 Конституции Испании о том, что государственной собственностью являются прибрежная зона и пляжи, следует невозможность ограничения доступа граждан к морю, их огораживания и присваивания. Причем с этой конституционной формулой вынужден будет мириться и могущественный блок НАТО, если вдруг ему захочется разместить в Барселоне пансионат своей системы противовоздушной обороны.

Поэтому разрешение столь сложных вопросов правового регулирования экономики, как избыточный теневой оборот наличности и отсутствие привычки платить налоги, должно быть по возможности самым простым. Здесь есть как политические моменты: среди лежащих на поверхности такой: уплата налогов означает признание гражданином своего государства.

Можно, конечно, сетовать на неспешность Александра Григорьевича в этом вопросе, и при этом, не платя налоги, по сути самому игнорировать свое государство, - так и моменты правового регулирования - введение простой и внятной налоговой шкалы уже нашли свою реализацию в Абхазии. Нельзя не отметить позитивные шаги, которые происходят в этом направлении. Среди рекомендаций в этой сфере - введение упрощенного (заявительного) порядка возмещения НДС; снижение ставки налога на прибыль (до 5 %); специальный повышающий коэффициент (не более 3) в отношении амортизируемых основных средств, используемых только для научно-технической деятельности; освобождение от налогообложения затрат работодателей на обучение сотрудников; увеличение государственной поддержки создания малого инновационного бизнеса; предоставление льгот по уплате налога на прибыль и налога на имущество отдельной категории предприятий инновационной направленности.

Окончательно оценку эффективности правового регулирования хозяйственной деятельности можно дать лишь по полученным результатам субъектов хозяйствования. Но важно отметить, что социальный эффект может существенно отличаться от эффекта экономического. Экономический эффект просчитывается в денежный единицах. Социальные последствия - нет.

Мы живем в информационном обществе. В этом еще раз нас убедила война Грузии против Южной Осетии. Будущее Абхазии в открытости миру и, прежде всего, в открытости России. Да, Абхазия проявила стойкость и смогла выжить в жестких условиях изоляции, но ее процветание возможно только в том случае, если в Абхазию потянутся инвестиции, туристы, капитал. А для этого нужно уметь показать свои достоинства, продемонстрировать свою культурную и национальную самобытность, заинтересовать собой, своей историей и культурой. Это должна быть целая программа действий по формированию нового образа Абхазии в России. Не последняя роль здесь отводится и образу государства с такой системой управления и правовым регулированием экономики, которые будут к себе притягивать. Иными словами, исторически сложившееся доброжелательное

отношение России к Абхазии надлежит капитализировать в конкретные проекты и планы.

В то же время, надо быть откровенным: эта доброжелательность небезусловна. Никакой рекламой природных и исторических красот нельзя сгладить элементарный бытовой дискомфорт, который сопровождает Вас, если вы пересекаете границу не в лимузине с правильно подобранной комбинацией букв на номере, своеобразие гостиничного и ресторанного сервиса.

С правовой точки зрения для успеха в реализации принципа открытости Абхазии необходимо синхронизировать с Россией таможенные и налоговые вопросы, реализовать принципы избежания двойного налогообложения, упрощения таможенного режима, и настойчиво ставить вопрос о вхождении Абхазии в российское таможенное пространство.

При оценке эффективности правового регулирования следует особо внимательно оценивать его влияние на мотивацию деятельности хозяйствующих субъектов. Психология населения, традиции, страхи и опасения (реальные и мнимые) - эти аспекты, образующие третье направление, нельзя не учитывать. Правовая система любой страны - часть культуры, она определяется не только парламентами, но и историческими и географическими факторами. Отсюда и проистекают ее специфические черты. Эта ментальность столь же стабильна, как и гены. Поэтому правопонимание трудно (чтобы не сказать невозможно) изменить. Его нельзя изменить даже за очень большие деньги инвесторов.

Абхазское общество имеет свои ярко выраженные культурные отличительные черты, среди которых исторически сформировавшиеся демократические традиции, особое отношение к природе, земле. По большому счету, Абхазия всегда была демократией. Менялись империи, в которые входила Абхазия, политические режимы, но само абхазское общество в силу своей немногочисленности, особенностей национального самосознания и национального характера, сохраняло верность своим демократическим устоям. И это признание - не лирическое отступление. А реальный фактор, оказывающий воздействие на право и экономику.

Причем, с первого взгляда, фактор исключительно положительный. Но этот фактор значительно затрудняет и управление республикой, и механизм правовой защиты частной собственности, особенно, как принято называть ее в международном праве, собственности с иностранным элементом. Когда абхаз показывает гостям гору и говорит, что это его родовая гора, это не означает, что у него есть свидетельство о праве собственности на нее, но это означает также, что он не признает правомерным подобный документ, выданный кому бы то ни было другому, пусть и в установленном законом порядке.

Безусловно, инвесторам нужны правовые гарантии защиты их вложений. Но сами инвесторы, со своей стороны, должны понимать опасения населения (повторюсь, возможно, не всегда оправданные), учитывать общественную позицию, суть которой проста: что и после масштабного привлечения инвестиций Абхазия должна остаться Абхазией, и не на словах только, вне зависимости от национальности сделанных вложений.

Здесь мы подходим к завершающему (четвертому) направлению, на первый взгляд, не имеющему прямого отношения к правовому регулированию экономики, к вопросу доверия инвесторов и получателей инвестиций, к проблеме кадрового обеспечения национальной экономики.

Если доверие в человеческих отношениях математически просчитать нельзя, то у экономистов иной взгляд. Для проведения эффективной экономической политики государство, в первую очередь, должно обладать достоверной информацией о ситуации в стране, как на макро-, так и на микроуровне.

Для удовлетворения потребностей органов государственного управления в информации макроэкономического характера, необходимо создание системы национальных счетов (СНС), рекомендованной ООН, формирование казначейской системы исполнения бюджета республики, адаптированной к структуре экономики Абхазии.

Эти аспекты следует учитывать при анализе Программы социально-экономического развитии Абхазии, более известной как Программа 2030. Программа должна содержать постановку конкретных задач, направленных на интеграцию экономик Абхазии и Южного федерального округа, учитывать перспективы формирования Бюджета развития. В подобном Бюджете, который не подлежит секвестру, и в котором прозрачно заявлены все участники инвестиционного процесса, должны найти свое разрешение схемы финансирования, поставок оборудования, определены нормы и условия прибыли. На основании Бюджета развития может быть выстроена инвестиционная программа России в Абхазии, предполагающая четкий мониторинг ее реализации.

Как реализация долгосрочной инвестиционной программы, так и действительная интеграция экономик возможны лишь при возрождении единства системы образования на качественно новом уровне. При рассмотрении будущего абхазской высшей школы следует повнимательней изучить идею полпреда президента России в Северо-Кавказском ФО Александра Хлопонина о создании в округе инновационно-образовательного кластера, суть которой - в формировании на юге России принципиально нового образовательного центра, объединяющий все высшие и средние учебные заведения региона. По аналогии, формирование образовательно-инновационного кластера в самой Абхазии предполагает построение в республике образовательной вертикали во главе с Абхазским государственным университетом, в эту систему должны войти все иные образовательные учреждения. Следующий шаг - вхождение этой системы в единый образовательный кластер Южного Федерального Округа России.

В данном случае речь идет не об интеграции ради интеграции, а о взаимодополняемости образовательных систем Абхазии и России для подготовки квалифицированных кадров для абхазской экономики.

Значительная доля таких кадров и в советские времена, и в годы непризнанного развития Абхазии готовилась в двух ведущих российских научно-образовательных центрах, специализирующихся на подготовке управленцев для государства и бизнеса. Это - Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации и Российская академия государственной службы при Президенте России. Сегодня эти две академии начинают новый этап своей истории - на этот раз истории умножения своих потенциалов. Уверен, что умножен будет и потенциал наших добрых связей с Абхазией. Участником настоящего форума является ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Владимир Александрович May.

С Вашего разрешения, Владимир Александрович, позволю себе особо отметить, что мы в объединенной президентской академии рассматриваем Абхазию не только как потребителя наших наработок, не только как поставщика студентов или аспирантов, а как равноправного заинтересованного партнера. Основное направление возможного нашего сотрудничества - это новации в сфере государственного управления и бизнес-менеджмента, внедрение новых управленческих технологий. Современная Абхазия очень интересна России, и, возможно, это звучит парадоксально, но России еще только предстоит открыть для себя Абхазию и ее народ».


Возврат к списку


Погода
Яндекс.Погода
Курс валют
Социальные сети
Реклама
Информационные партнёры