Лента новостей

Популярное

Россия заинтересована в скорейшем восстановлении инфраструктуры и социально-экономической сферы Абхазии – Сергей Лавров

1609
22:05, 25 Августа 2013
Россия заинтересована в скорейшем восстановлении инфраструктуры и социально-экономической сферы Абхазии – Сергей Лавров

Министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров дал эксклюзивное интервью Абхазской государственной телерадиокомпании.

Глава внешнеполитического ведомства подчеркнул, что «в концепции внешней политики Российской Федерации отношения с Абхазией выделены в специальную главу». «Мы заинтересованы в том, чтобы продолжать оказывать содействие Республике Абхазия в обеспечении безопасности, в социально-экономическом восстановлении, в укреплении международных позиций, и в целом в становлении Республики Абхазия в качестве современного демократического государства, где все люди, независимо от их этнического или иного происхождения чувствуют себя равноправными, свободными и защищенными законом», - сказал Сергей Лавров.

 

Интервью Министра иностранных дел Российской Федерации Сергея Лаврова Абхазской Государственной телерадиокомпании /АГТРК/

АГТРК:  Признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии позволило снять напряжение в регионе. Два государства стали субъектами международного права. Как Вы оцениваете ситуацию на сегодняшний день?

Сергей Лавров: Решение, которое было принято 26 августа 2008 года о признании независимости Республики Абхазия и Республики Южная Осетия было действительно непростым, но принято оно было на основе очень глубокого и всестороннего анализа ситуации, который подвел российское руководство к выводу о том, что без признания независимости этих республик, без установления с ними союзнических отношений будет очень трудно, если неневозможно обеспечить не только безопасность Абхазии и Южной Осетии, но и само выживание этих народов.

И это ведь был не разовый какой-то акт. Когда вероломное нападение на Южную Осетию состоялось, и по установленным уже фактам готовилось примерно то же самое и в отношении Абхазии, эти отношения имеют глубокую историю и они, к сожалению, были далеко не безоблачными, и не по вине абхазов и югоосетин.

Мы все знаем, как относились к этим республикам в советское время. Не буду вдаваться в детали, но наиболее серьезным ударом по отношениям между грузинами и осетинами, абхазами было, конечно, воцарение господина Гамсахурдиа в Тбилиси,  который провозгласил откровенно шовинистический курс - курс, по сути дела, на этническую чистку – Грузия для грузин, абхазов натурализовать, осетины пускай убираются за Кавказский хребет… И тогда началась война, когда грузины, воспользовавшись своим правом референдума о выходе из СССР, предоставляемым по советским законам, отказали в том же праве Абхазии и Южной Осетии, хотя тем же законом такое право для автономных республик было предусмотрено.

Все знают, что началась война, и все знают, насколько она была кровопролитной, и как Российская Федерация помогла остановить эту кровопролитную войну, и в итоге помогла перевести процесс в русло переговоров. Причем, мы не скрывали своих стремлений действительно помочь достичь договоренностей между  Тбилиси и Сухумом, Тбилиси и Цхинвалом. По Абхазии действовала международная структура под эгидой ООН, помогая искать договоренности. По Южной Осетии была такая же структура под эгидой ОБСЕ, но, тем не менее, все эти годы, к сожалению, и, особенно с приходом к власти господина Саакашвили, грузинская сторона не оставляла попыток силовым методом восстановить, как она говорила, территориальную целостность. То, что произошло в августе 2008 года, когда был отдан вероломный приказ о нападении на спящий город, это уже было квинтэссенцией той политики, которую пытался проводить г-н Саакашвили. Совокупность всех этих факторов, конечно же, учитывалась нами, когда соответствующее решение о признании независимости Абхазии и Южной Осетии было принято.

С тех пор сделано немало. Мы – союзники, у нас есть Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, очень насыщенная договорно-правовая база – примерно 80 межгосударственных и межправительственных соглашений, еще 30 таких документов находится в стадии переговоров.

В концепции внешней политики Российской Федерации отношения с Абхазией выделены в специальную главу. Мы заинтересованы в том, чтобы продолжать оказывать содействие Республике Абхазия в обеспечении безопасности, в социально-экономическом восстановлении, в укреплении международных позиций, и в целом в становлении Республики Абхазия в качестве современного демократического государства, где все люди, независимо от их этнического или иного происхождения чувствуют себя равноправными, свободными и защищенными законом. И курс на последовательную поддержку Республики Абхазия по построению такого государства недавно подтвердил президент России Владимир Путин 15 августа этого года, когда он встречался с президентом Абхазии Александром Анквабом.

Наша позиция неконъюнктурная. Мы искренне заинтересованы в том, чтобы поскорее восстановить инфраструктуру, социально-экономическую сферу Республики Абхазия, мы оказываем содействие, в том числе финансовое.

Есть и механизмы, которые занимаются сотрудничеством с Республикой Абхазия  и Республикой Южная Осетия – в частности, межправительственная комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству с Абхазией, которую возглавляет вице-премьер российского правительства Александр Хлопонин.  

Есть и дополнительно созданная межведомственная комиссия, которую возглавляют помощник президента Татьяна Голикова и замсекретаря Совета безопасности Рашид Нургалиев, что помогает более скоординировано нацеливать действия наших экономических и прочих ведомств на эффективное содействие Республике Абхазия.

Но, безусловно, наша окончательная цель – сделать так, чтобы все эти средства работали эффективно,  использовались с максимальной пользой для страны, для граждан Абхазии и постепенно создавать условия для того, чтобы наше сотрудничество становилось все более и более взаимовыгодным, и чтобы экономика Абхазии становилась самодостаточной, может не на 100%, но возможности для этого есть.

И здесь роль будут играть инвестиционные проекты, которые сейчас обсуждаются, и я вцелом уверен, что у нас очень хорошие перспективы, не говоря уже о том, что наши традиционные многовековые связи всегда обогащались человеческим общением, контактами между людьми, сотрудничеством в сфере науки, культуры, образования. И все это, конечно же, востребовано гражданами России и гражданами Абхазии.

Ну и с точки зрения международных позиций Республики Абхазия и Республики Южная Осетия, я считаю, что конечно есть очень сильная предвзятость, которую наши западные партнеры и некоторые другие страны проявляют, когда просматривают все, что происходит на Кавказе. Реалии, конечно же, они видят и осознают, но по инерции пытаются применять двойные стандарты и политизировать отношения к уже состоявшемуся факту независимости Республики Абхазия и Республики Южная Осетия.

Тем не менее, в этой ситуации вы продолжаете поддерживать контакты с теми государствами, которые уже признали вас, обмениваетесь визитами, мы это приветствуем, и считаем, что число таких государств будет возрастать. По крайней мере, мы знаем из наших контактов с дипломатическими корпусами, представленными в Москве, что послы Абхазии и Южной Осетии являются весьма востребованными собеседниками со стороны многих руководителей дипмиссий, западных и развивающихся стран.

И, безусловно, тот факт, что уже больше трех лет продолжаются Женевские дискуссии, это очень важный показатель того, что с реалиями все-таки надо считаться, не только заниматься такой односторонней пропагандой. Эти реалии в рамках Женевских дискуссий признаются, поскольку в этом формате Абхазия и Южная Осетия на равных участвуют в обсуждении вопросов безопасности, прежде всего на Кавказе, вместе с представителями России, США, ОБСЕ, ООН, ЕС и др.  

Хотя дело движется не очень быстро, по большому счету, есть общее понимание, и мы надеемся, что когда-то в скором будущем оно будет реализовано, понимание необходимости договориться о неприменении силы никогда в будущем. И есть на этот счет конкретные предложения, надо только по-честному их обсуждать и исходить из существующей реальности. Она такова, что договариваться должны, прежде всего, Абхазия и Грузия, Южная Осетия и Грузия.

Я уверен, что в конечном итоге в интересах всех нас, прежде всего, в интересах абхазов, осетин, грузин, налаживать добрососедские отношения в этом регионе. Мы отмечаем заявление нового правительства Грузии о своем стремлении к налаживанию таких отношений. Мы это приветствуем, и считаем, что если исходить из интересов простых людей, помогать им налаживать связи по вопросам повседневной жизни, помогать им реализовывать свои интересы, то все геополитические предрассудки могут быть оставлены в стороне,  и надо исходить из существующего положения вещей, думать о людях, а не о чьих-то геополитических амбициях, тем более, что эти амбиции, как уже не раз мы говорили,  абсолютно нереализуемы.

Завершая ответ на этот вопрос, хочу сказать, что сделано немало, но предстоит сделать еще больше, и как мы почувствовали из наших контактов с абхазскими друзьями, они к этому готовы.

АГТРК: В этом году так получилось, что совпали два юбилея – пятилетие Признания суверенитета Абхазии и 20-летие Победы народа Абхазии в Отечественной войне. Нам дороги были бы Ваши пожелания абхазскому народу.

Сергей Лавров: Я уже касался в своем ответе трагических страниц судьбы абхазского народа. Желаю самое главное мира, чтобы никогда больше не проливалась кровь, чтобы никогда больше абхазский народ не подвергался дискриминации, и чтобы абхазский народ был открыт для сотрудничества со всеми своими соседями, конечно же с Россией, и не только с ней, а со всеми, кто живет на Кавказе, потому что только вместе можно делать этот регион процветающим, только вместе можно достичь конкурентоспособности в мире, которое становится все более глобальным, и нужно объединять усилия для того, чтобы в максимальной степени достигать позитивных результатов и для государства, и для народа.


Возврат к списку


Погода
Яндекс.Погода
Курс валют
Социальные сети
Реклама
Информационные партнёры