В ночь с 13 на 14 января в Абхазии отмечают праздник Ажьырныхуа — День сотворения мира
В ночь с 13 на 14 января в Абхазии отмечают праздник Ажьырныхуа — День сотворения мира, обновления, совпадающий с празднованием Нового года по старому стилю. Ажьырныхуа входит в число государственных праздников и является нерабочим днем.
Вечером, 13-го, во многих абхазских семьях в Западной и Восточной Абхазии, где из поколения в поколение бережно хранят родовые кузни и наковальни "Ажьиира", совершается семейное моление. В день Ажьырныхуа в доме у самого старого и уважаемого члена семьи собираются все родственники по отцовской линии, причём жёны и невестки остаются дома. В жертву приносится ритуально чистый козёл или коза белой масти, а также по одному петуху, по числу участников ритуала.
«Ажьырныхуа - это не просто жертвоприношение, а священный самобытный ритуал, отличающий абхазов от других народов мира», - сказал в интервью Апсныпресс известный абхазский писатель, автор книги «Апсуара» Николай Хашиг. Ажьырныхуа входит в свод неписаных законов традиционной абхазской культуры «апсуара». «Ни у одного из народов Кавказа не наблюдается такого высокого почитания кузни, кузнечного дела и кузнецов, как у предков современных абхазов», - убежден Хашиг. Он уточнил, что раньше бога кузни Шашву называли Абж-ныха, т. е. «Шашва — семь святых сил», имея ввиду силу семи святилищ Абхазии. В ночь зажигали семь свечей.
Писатель отметил, что попытки вытравить из абхазской культуры многие древние традиции, в том числе и Ажьырныхуа, предпринимавшиеся в разные исторические периоды, оказались тщетными.
В силу многих объективных причин в семьях потомков абхазских махаджиров в Турции и на Ближнем Востоке этот праздник не отмечается. Николай Хашиг рассказал, как после массовых сталинско-бериевских репрессий 30-ых – 40-ых годов во многих абхазских семьях не осталось мужчин, которые могли бы проводить этот священный ритуал. Женщины самостоятельно пытались соблюсти все нормы и приобщали к церемонии мальчиков - подростков.
Н. Хашиг считает, что тема Ажьырныхуа недостаточно раскрыта современными историками и этнологами. По его мнению, ученым-абхазоведам надо провести полевые экспедиции и по итогам издать научный труд. Писатель считает, что было бы полезным издать некоторые рекомендации по проведению Ажьырныхуа и других традиционных молений. Несмотря на мнение некоторых об архаичности этого языческого обряда, в последнее время увеличивается число абхазских семей, следующих этой древней традиции.
«У всех народов существуют семейные обычаи и традиции, - подчеркнул писатель, - и абхазам надо чтить свою культуру, не стесняться того, что удалось сохранить через века».
Николай Хашиг не относит себя к числу ревностных адептов национальных обычаев, но ему хочется, чтобы современные абхазы, почитая новогодние символы китайского гороскопа, не забывали о своих корнях. «Ажьырныхуа - это семейный праздник, который роднит всех представителей рода, сближает старшее и младшее поколение», - добавил писатель.
Кстати, сам он родился и вырос в высокогорном селе Хуап Гудаутского района в традиционной абхазской семье Чифа Хашига. В этом доме строгое соблюдение норм традиционного абхазского поведения всегда было само собой разумеющимся явлением. Здесь есть древняя родовая кузня. На протяжении многих лет священный ритуал проводил старший брат Николая - Мкан. К сожалению, три года назад он ушел в мир иной, но при жизни почтенный старец поручил своему младшему брату Николаю эту обязанность.
Николаю Чифовичу Хашигу в этом году исполнится 80 лет.
В ночь с 13 на 14 января - в ночь празднования Ажьирныхуа - Николай Хашиг, как и многие другие почтенные старейшины в Абхазии, обратится к Богу кузни с молитвой отвести беды, болезни и прочие напасти от всех своих родственников, о том, чтобы род продолжался, размножался и благоденствовал.