Лента новостей

Популярное

Закон о местном самоуправлении нуждается в изменениях

2692
18:06, 28 Мая 2012
Закон о местном самоуправлении нуждается в  изменениях

В Центре «Мир без насилия» имени Зураба Ачба состоялась встреча, посвященная проблемам системы местного самоуправления. Организовали встречу сотрудники абхазской неправительственной организации «Центр Гуманитарных Программ» (ЦГП), которые на протяжении последних лет провели ряд исследований по проблеме функционирования органов местного самоуправления. Они анализировали законодательство в этой сфере, проводили фокус-группы и изучали мнение депутатов местного уровня о том, насколько эффективно работает закон, и что надо менять в нем, а также мнение граждан о работе органов местного самоуправления. В обсуждении принимали участие депутаты Парламента Республики Абхазия, депутаты городских и районных Собраний, представители общественности. Встречу вел исполнительный директор ЦГП Батал Кобахия.

Началась встреча с просмотра видеофильма «Самоуправление», снятого творческой группой телестудии «Асаркья» (автор Розита Герман), в котором отражены поездки и встречи сотрудников ЦГП с депутатами районных Собраний, мнение самих депутатов о качестве своей работы и проблемах, а также отзывы граждан.

«Конституция Абхазии, с одной стороны, признает исключительное значение органов местного самоуправления и их самостоятельность, а, с другой, предоставляет президенту право отменять акты органов местного самоуправления, тем самым противоречит себе же, – сказал Саид Гезердава, юрист Центра Гуманитарных Программ. – Реализуя эти полномочия, президент выходит за рамки государственной власти, так как органы местного самоуправления имеют негосударственный характер. Также нарушается принцип разделения властей. Есть и другая проблема: Конституция Абхазии не указывает на связь местного самоуправления с источником власти в государстве – с народом. Народовластие является основой государственной власти, местное самоуправление в ней не рассматривается как форма народовластия. На законодательном уровне не определен механизм отзыва Собраний. Закон о местном самоуправлении был написан в 1997 году, он нуждается в существенной переработке. Закон определяет компетенцию органов местного самоуправления, но не конкретизирует ее. Существует много вопросов по разграничению полномочий центральных и местных органов власти. Проблематичным является порядок назначения глав местных органов государственного управления, что создает ряд проблем: кандидат в депутаты местного уровня избирается населением и облекается представительскими полномочиями, за него голосует местное население. Вопреки этому, своим решением президент приостанавливает его депутатские полномочия и назначает главой администрации. В противоречие вступают воля местного населения и воля главы государства. В законе отсутствует определение целого ряда понятий таких, как: местное самоуправление, местный референдум, административно-территориальная единица, орган местного самоуправления, местный орган государственного управления, муниципальное предприятие, муниципальная собственность и др. На местном уровне в Абхазии осуществляется только один вид управления – государственное, который реализуют республиканские и местные органы власти».

Выступавшие обозначили круг наиболее острых проблем. Они связаны с тем, что депутаты местного уровня утверждают кандидатуры начальников не всех управлений или отделов местных администраций. Так, деятельность жилищных, коммунальных, архитектурных управлений неподконтрольна Собранию столицы. Налоговая политика определяется Кабинетом министров, и Собрания не могут принимать решения в этой сфере. Утверждение планов социального развития на бумаге является прерогативой Собраний, а в реальности они никак на них не влияют.

По словам депутат парламента А. Харазия, в Гульрипшском районе только у одного села есть глава, который там родился и живет. Все остальные назначены «со стороны». Это приводит к тому, что человек не разбирается в проблемах и не пользуется авторитетом.

Работа депутатов сводится к приему граждан или к разбору их писем и выделению материальной помощи.

Участники круглого стола говорили и о том, что депутаты городских и районных собраний не в полной мере используют полномочия, предоставляемые им законодательством. Органы местного самоуправления фактически подчинены местным администрациям; они послушно голосуют за те решения, которые нужны исполнительной власти. Реального самоуправления нет, и граждане не участвуют в управлении на местах. Такое положение свидетельствует о высокой степени централизации власти.

Большинство участников было единодушно в том, что законодательство о местном самоуправлении надо менять, а для этого следует создать рабочую группу в Парламенте, в которою войдут эксперты, юристы, экономисты и депутаты разных уровней, хорошо знающие проблемы местного самоуправления.


Возврат к списку


Погода
Яндекс.Погода
Курс валют
Социальные сети
Реклама
Информационные партнёры