Лента новостей

Популярное

Конституция защищает права граждан Абхазии. Кто защитит Конституцию?

8235
09:35, 26 Ноября 2017
Конституция защищает права граждан Абхазии. Кто защитит Конституцию?
Первый заместитель руководителя Администрации Президента РА Дмитрий Шамба рассказал Апсныпресс об актуальности законов Конституции Абхазии и о работе по ее реформированию.

Сухум. 26 ноября. Апсныпресс. Мадина Чагава. О том, как Конституция Абхазии защищает права граждан страны, об актуальности ее законов в современной жизни нашего общества и об изменениях, которые были внесены в Основной закон РА, Апсныпресс рассказал первый заместитель руководителя Администрации Президента РА Дмитрий Шамба.

Дмитрий Михайлович, насколько по Вашему мнению, действующая Конституция отвечает требованиям сегодняшнего дня?

Конституция Абхазии содержит нереализованный резерв для развития независимого правового государства, заложенный ее авторами. И если потенциал Основного документа страны реализуется не в полной мере, то это вина не Конституции, а нас самих.

Вместе с тем, как неоднократно отмечалось, не существует идеальной Конституции для всех стран и на все времена. Социально-экономическое, политическое развитие государства вызывает потребность в реформировании Основного закона, и Конституция Абхазии в этом плане не является исключением.

Как реформируется Конституция, какие изменения и поправки вносились в Конституцию с момента ее принятия?

С ноября 1994 года в Основной закон Абхазии 4 раза вносились изменения. Первая поправка была внесена 3 октября 1999 года на референдуме. Она предусматривала изменения срока полномочий судей. В соответствии с поправкой, судьи стали избираться на пятилетний срок, хотя в первоначальной редакции было предусмотрено, что судьи наделялись полномочиями бессрочно и пребывали в своем статусе до достижения предельного возраста.

Следующие изменения в Конституцию были внесены в апреле 2014 года. В новой редакции изложены: глава 5 «Судебная власть и прокуратура» и глава 7 «Конституционные поправки и порядок пересмотра Конституции РА». Данными поправками был учрежден Конституционный суд, увеличен срок полномочий судей с 5 до 10 лет, установлены более высокие требования к кандидатам на должность судьей, предусмотрены дополнительные гарантии независимости судебной власти, установлен более усложненный порядок изменения и пересмотра Конституции.

В феврале 2016 года приняты изменения, касающиеся органов местного самоуправления. Указанные поправки были направлены на усиление полномочий и статуса местных собраний, а также искоренение практики фиктивного соблюдения конституционных предписаний о том, что глава местной администрации должен быть представителем органа местного самоуправления. Было установлено, что граждане, проживающие в административно-территориальных единицах, опосредованно, через своих представителей, депутатов местных собраний, дают согласие на назначение глав местных администраций.

В марте 2016 года в Конституцию внесена поправка о государственной защите жизни матери и нерожденного ребенка. Данным изменением впервые в конституционном законодательстве Абхазии было закреплено естественное право за еще не рожденным человеком – право на жизнь. До этого конституционное право нашей страны исходило из положения, что право на жизнь закрепляется только с момента рождения. Надо отметить, что во многих странах продолжаются острые дискуссии среди ученых и отсутствует единая доминирующая точка зрения на этот счет.

Какая работа по реформированию законов Конституции ведется на современном этапе, что предполагается сделать?

Актуальным представляется внесение изменений в положения Конституции, определяющие статус и полномочия законодательной и исполнительной ветвей власти. Необходимо сбалансировать полномочия Парламента и Президента. Работа в этом направлении ведется Комиссией по конституционной реформе, возглавляемой Главой государства. Думаю, в ближайшее время на суд общественности будут представлены предметные предложения. Также, не потеряли своей актуальности конституционные поправки, находящиеся на рассмотрении Парламента и предусматривающие изменения избирательной системы, переход от мажоритарной системы к смешанной избирательной модели.

Защищая права граждан, быть может, и сама Конституция нуждается в защите? Как политическая власть государства сегодня гарантирует исполнение и стабильность Основного закона?

Одним из наиболее эффективных инструментов обеспечения верховенства конституционных предписаний, защиты Конституции является конституционный контроль. Законодательное учреждение Конституционного суда в Абхазии явилось своевременным и оправданным шагом в процессе формирования правового демократического государства. Однако то, что в правовой теории считается бесспорным, на практике сталкивается с рядом трудностей, как объективного, так и субъективного характера. Первый состав Конституционного суда все еще не сформирован. К сожалению, процесс формирования органа конституционного контроля был подвержен политической конъюнктуре.

Дополнительной гарантией стабильности конституционно-правовых положений служит введенный в апреле 2014 года особый порядок изменения и пересмотра Конституции, который вступил в силу с 1 января 2016 года. В соответствии с данным порядком, предложения о поправках к Конституции могут быть внесены в Парламент только при наличии заключения Конституционного суда о соответствии указанных поправок  требованиям главы 7 Конституции. При этом установлено, что Конституция не может быть изменена или пересмотрена, если поправки или пересмотр предусматривают упразднение или ограничение прав и свобод человека и гражданина; ликвидацию независимости или нарушение территориальной целостности Республики Абхазия; направлены против принципа народовластия, разделения властей или на изменение государственной формы собственности на землю и другие природные ресурсы, а также изменения статуса государственного языка.

В целях обеспечения стабильности самого порядка изменения Конституции, минимизации и исключения сиюминутных, конъюнктурных конституционных изменений предусмотрено, что предложения о поправках к главе 7 Конституции принимаются большинством в 2/3 голосов от общего числа депутатов Парламента не ранее шести месяцев с даты внесения их в Парламент, в 3 чтениях с двухмесячным интервалом, с последующим одобрением на референдуме.

Таким образом, часть положений Конституции изменяются в упрощенном порядке, другие положения изменяются в особом, усложненном порядке, третьи – основные положения конституционного строя вообще не подлежат изменению.

Возврат к списку

Погода
Яндекс.Погода
Курс валют
Социальные сети
Реклама
Информационные партнёры